Ивама Айкидо принято считать классическим Айкидо О-сенсея, которому он каждый день обучал в местечке Ивама и которое Морихиро Сайто Шихан преданно и достоверно сохранил до нашего времени.

Для точного и правильного понимания того, почему Ивама Айкидо отличается от иных стилей, которые практикуются по всему миру, стоит учитывать то, что Айкидо не имело международного распространения до самого окончания Второй Мировой Войны. Это боевое искусство в том виде, в котором оно в основной своей части демонстрируется и практикуется сейчас, берет в большей степени начало больше от интерпретаций ведущих учителей, таких как: Годзо Сиода, Коичи Тохей, Киссемару Уэсиба, Кенджи Томики, Минору Мочизуки и других учеников Уэсибы, нежели от самого прародителя Айкидо.

Начиная с 50-х годов, эти известные мастера вносили собственное понимание и изменения в искусство. Причина этого вполне возможно кроется в событиях, которые относятся к периоду 2-й Мировой Войны, когда О’Сенсей надолго уединился в Ивама, а в административной деятельности организации штаб-квартиры Айкикай в Токио (Хонбу Додзё) росла роль и ответственность его сына. Практически все старшие ученики были вынуждены прекратить свои занятия в Ивама: многие во время войны, другие — сразу после неё.

В те далекие дни жизнь в Ивама была по настоящему суровой. Общая бедность и дефицит еды заставляла людей усиленно трудиться, дабы обеспечить возможность проживания, поэтому все ученики Уэсибы не имели ввозможности больше посещать додзё. В тот тяжелый период только Сайто Сенсей всегда стоял рядом с Основателем, служил ему, исполняя даже грязную работу. Невзирая на то, что жизнь была очень тяжелой, Сайто сенсей имел великий шанс проводить с Усибой больше времени, чем кто-либо из учеников еще до или после войны. О-сенсей полностью доверял своему преданному ученику и учил его всему в теории и на практике.

Сайто сенсей никогда не осмеливался менять или вносить что-то в то, что он узнал от Основателя, он просто посвятил себя тому, чтобы запомнить, изучить и помочь своему Учителю.

Морихиро Сайто сенсей провел всю свою жизнь, искренне сохраняя Айкидо О-сенсея. Подход к занятиям Сайто сенсея был уникален по сравнению с методами других инструкторов в том, что он придавал одинаковую важность тайдзюцу (тренировкам без оружия) и буки ваза (тренировкам с оружием), которое включает в себя обучению «кен» (меч) и «джо» (палке). О-сенсей рассматривал эту обязательную взаимосвязь между практикой тайдзюцу, кен и джо, как важнейший фактор познания Айкидо, и метод обучения Сайто Сенсея строится на точном применении этих принципов.