Автором и создателем Школы Мотобу-рю (полное название «Мотобу-ха Косё-рю кэмпо-каратэ») является настоящая легенда среди воинов Окинавы- боец Мотобу Тёки (1871 — 1944).

Он появился на свет в старинной столице Окинавы Сюри, в семье важного аристократа Мотобу Ясуси (другой вариант- Мотобу Томура). Его отец владел каратэ и тайной системой рукопашного боя королевской семьи Удон-тэ (или Готон-тэ). Все три его сына — Тёю, Тёсин и Тёки с детства посещали занятия по каратэа. Но главное внимание отдавалось старшему сыну и наследнику Тёю. Он единственный, кому Мотобу Ясуси передал секреты Удон-тэ, он посещал додзе лучших мастеров каратэ, например, великого Мацумуры Сокона.

А вот Теки времени уделялось гораздо меньше, отец если откровенно, не волновался об образовании и воспитании. Мальчик даже плохо знал японский язык и с юных лет был сам по себе. Старшие братья также относились к нему без родственной любви и с удовольствием испытывали на младшем освоенные приемы каратэ. Все это повлияло на характер Тёки. Он рос мрачным, жестоким человеком, признавал исключительно силу и плевал на общепринятые правила поведения.

Мотобу решил стать величайшим бойцом, чтобы больше никто и никогда не смог подвергнуть его унижениям. Так как отец не желал (или не имел возможности) найти для него учителя, Тёки стал заниматься в одиночестве. Он часами бил по макиваре (больше тысячи ударов каждый день), много занимался физической подготовкой. Скоро он закалил свое тело, развил силу и отличную прыгучесть.

Тёки стал жестко отвечать своим обидчикам и за ним быстро закрепилась репутация бойца и задиры. Тогда его отец, боясь, что из младшего растет преступник, отдает его в ученики к знаменитому мастеру каратэ стиля Сюри-тэ Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830—1915). Но стандартные тренировки его не сильно устраивали, он жаждал испытывать свои умения в реальных схватках. В поисках таких «забав», Тёки гулял по кварталу развлечений портового города Наха, который кишел пьяной матрасней, ворами, грабителями, сутенерами и другой подобной публикой. Драки там происходили частенько, и юноша не проходил мимо никогда, участвуя в уличных схватках. В драках с группами местных хулиганов он копил опыт, проверял полученные знания и оттачивал прием. Не по годам мускулистый и довольно высокий для окинавца (160 см!), Мотобу, обычно, без труда справлялся со всеми соперниками, но иногда отхватывал и сам, напав на серьезного противника.

В додзё Итосу Тёки вел себя как уличный хулиган, хвастаясь силой и опытом уличных схваток. Тем не менее, в додзе приходили люди, способные поставить его на место, такие как старший ученик мастера Итосу по имени Ябу Кэнцу (1863—1937). Ябу в поединках всегда одерживал верх над Мотобу, однако «конкретика» этих схваток сейчас неизвестна. Итосу Ясуцунэ к уличным похождениям своего ученика относился резко отрицательно. Как и большинство учителей каратэ того времени, в боевом искусстве он видел прежде всего средство самосовершенствования, закаливание духа и тела, «лепку» характера, а не победы в драках на улице. Поэтому после одной из уличных битв, которая закончилась весьма тяжко для нескольких противников Мотобу, он выгнал не оправдавшего надежды ученика из своего додзе, навсегда отказав ему в дальнейших посещениях.

После случившегося, Тёки недолго тренировался в додзё мастера Сакума и некоторых других сэнсэев, но… его рано или поздно изгоняли отовсюду. Серьезное влияние на Мотобу Тёки оказал сейчас практически забытый великий учитель стиля Томари-тэ Мацумура Косаку (1829—1898). Невзирая на то, что у Тёки была плохая репутация, Мацумура принял хулигана и негодника в ученики, взяв с него обещание, что тот отныне не будет больше участвовать в драках.

Но Мотобу не выполнил своего обещания: его постоянно тянуло в какое-нибудь неспокойное место, дабы испытать разученный прием на первом попавшемся обитателе местных трущоб. Мало того, он затевал драки с представителями других школ. Отличаясь большой силой, Мотобу без всякой жалости избивал своих соперников, и никто не мог с ним справиться. Совсем скоро при перешагивании Мотобу порога чужого додзе, все кидались в разные стороны и прятались. В глазах большинства практикующих боевые искусства он представлялся истинным монстром, и слухи о нем как о бешеном свирепом варваре получили самую широкую огласку.

Прозанимавшись в додзё у десятка известнейших мастеров окинавского каратэ и имея потрясающий опыт уличных драк, Мотобу разработал свой стиль ведения боя, хотя никогда не пытался официально зарегистрировать свою школу в Бутоку-кай.

Он практиковал естественные высокие стойки, часто использовал блоки и удары без отдергивания второй руки к бедру (хики-тэ). Мотобу выстовлял эту руку вперед для защиты. Также он был уверен, что из такого положения ее проще «ввести в бой». Главное внимание Мотобу отводил защите и атаке центральной линии тела. Он делал упор на мощные удары руками, прямые (сэйкэн-дзуки) и хлесты тыльной стороной кулака (уракэн-ути), разнообразные удары локтями, а также уколы и тычки выставленным вперед суставом указательного пальца (кэйкокэн, иппонкэн). Нагаминэ Сёсин вспоминает, что кэйкокэн был любимейшей техникой Мотобу. По его словам, мастер тренировал этот удар на макиваре, нанося удары в полную силу. Учитывая свой огромный опыт реальных схваток, он пришел к выводу, что обычный кулак в ближнем бою не всегда дает возможность «уложить» противника, а вот удар кэйкокэн в такой ситуации значительно эффективней.

Основное количество ударов Тёки наносил выставленной вперед рукой. В каком то смысле такая манера боя была новой для каратэ Окинавы, где традиционно переднюю руку использовали для блоков, а задней наносили мощные удары. Мастер утверждал, что главное в бою — скорость, а так как передняя рука ближе к противнику, она скорее достигает цели и поэтому обязана атаковать.

При защите Тёки использовал способы накрытия рук противника с «прилипанием» и переходом к контролю, применял разнообразные захваты. Скорее всего, именно захваты были одним из его коньков, и он часто использовал их, чтобы «натягивать» соперника на удар.

Ударам ногами в стиле Мотобу отводилась второстепенная, но все же немалая роль. Ногами (стопой и коленом) он бил исключительно в колено, пах и живот. Эти удары были необычайно мощными. По воспоминаниям очевидцев, в одном из поединков он, словно тростинку, одним легким «толчком» сломал сопернику ногу.

Целью для его ударов служили не только лицо и туловище, но также пах (одним из популярных приемов бойца был захват мошонки с последующим сильным рывком, в результате которого противник имел все шансы остаться без означенных органов) и колени.

Отличительной чертой школы Мотобу, отличающей его от других стилей каратэ, был упор на одновременном использовании двух рук, или руки и ноги. Блок и удар не делились на два действия, а выполнялись одновременно. Таким образом достигался выигрыш времени и внезапность контратаки.

Плюс отработка не одиночных действий, а боевых комбинаций. Базовые парные упражнения стиля Мотобу- это фрагменты поединка, в котором боец вынужден отражать комбинированную атаку врага, состоящую из ударов по разным уровням, и самому «проходить» сквозь череду его блоков.

Огромное значение Мотобу придавал общефизической тренировке. Во-первых, это работа на макиваре (напомним, 1000 ударов ежедневно). Во-вторых, силовые упражнения. Он укреплял руки традиционными окинавскими гантелями и булавами. Помимо этого, ежедневно поднимал на плечи камень весом около 70 кг. В-третьих, прыжки вверх, например, с улицы на крышу невысоких окинавских жилищ. В-четвертых, специальные упражнения для пресса.

Даже учитывая то, что стиль Тёки был направлен исключительно на реальный бой, он не отказался от ката. Среди них он специально отмечал ката Найхантин. В принципе, именно из этого ката возник весь стиль великого мастера. И в этом — особенность подхода Мотобу: он обозначал ката не как связку приемов, а как совокупность идей. Поэтому, практикуя ката, он не стремился к точной демонстрации позиций, а легко менял углы, стойки, а также порядок действий.

В 1921 г. Мотобу приезжает в Японию и поселяетсяя в Осака. Он был первым из мастеров каратэ Окинавы, который выехал за пределы острова. Мотобу почти на год опередил Фунакоси Гитина. Однако он приехал в Японию в поисках работы, а не для тренировок желающих практиковаться в каратэ.

Приблизительно через пару лет он познакомился с учителем дзюдо по имени Дои. На того мастерство Мотобу произвело громадное впечатление, и он стал уговаривать молодого окинавца открыть школу каратэ. Тогда Мотобу начал вести занятия в районе городов Кобэ и Осака, но дела у него шли не особо хорошо.

В 1927 г. Тёки переехал в Токио, где, как он думал, организовать тренировки по каратэ было легче. Но это перспективное место было уже занято: в Токио «старался» Фунакоси Гитин, известный Мотобу еще по родному острову. Отношения между ними сложились трудные. Каждый был уверен, что лишь он может представлять окинавское каратэ в метрополии, и рассказывал о недостатках соперника. Фунакоси был эстет, замечательно образованный человек, он считал (и не скрывал этого) Мотобу глупцом, не способным понять истинную сущность и предназначение каратэ. А Мотобу называл Фунакоси «танцором» и «игроком на сямисэне» (струнный музыкальный инструмент), абсолютно не понимающим в каратэ.

Верных сведений, во что вылилось противостояние Мотобу и Фунакоси нет. По рассказу Кониси Ясухиро, когда Мотобу и Фунакоси все-таки встретились, они стали выяснять достоинства и специфику различных приемов, и Фунакоси оказался совсем беспомощным перед мощными ударами Мотобу, который «сносил» его с ног раз за разом. Тот же Кониси рассказывает, что в кругах каратистов Токио плавали слухи, что Мотобу вызвал Фунакоси Гитина на бой и одержал сокрушительную победу.

Большинство исследователей каратэ уверены в том, что если этот поединок состоялся на самом деле, победа со 100% вероятностью принадлежала бы Мотобу. Ведь у Фунакоси совершенно не было опыта реальных боев.

Однако Фунакоси смог удержать «лидерство в каратэ» в токийском регионе. Он смог создать стройную систему преподования, ввел систему поясов. Помимо этого, у него были весьма энергичные и значительные друзья, такие как, основатель дзюдо Кано Дзигоро, бывший губернатор Окинавы адмирал Ясиро Рокуро, граф Гото Симпэй и многие другие. У Мотобу подобных покровителей не было никогда.

И все же после 1932 г, во многом благодаря стараниям своего друга Кониси Ясухиро, он стал ведущим инструктором каратэ в Центральной токийской полицейской академии.

Скорее всего, на склоне лет Мотобу ощутил нехватку систематического «образования» в каратэ и в 1936 г. решил возвратиться на Окинаву, чтобы углубить свои знания в кэмпо. На Окинаве он посетил большое количество додзё, общался с мастерами многих стилей, шлифовал ката. Он смог разыскать своего бывшего сэмпая и соперника, великого каратиста Ябу Кэнцу. Ябу был уже весьма в возрасте и давно не преподавал каратэ. Их общение было недолгим: в 1937 г. мастер Ябу умер.

В период проживания на Окинаве Мотобу Тёки обучал технике реального боя очень многих каратистов. Свою школу в это время он называл «Мотобу-ха-Косё-рю-кэмпо-каратэ».

Пробыв на Окинаве несколько лет, Тёки вновь посещает ненадолго Японию, затем возвращается на родину. Умер великий мастер в сентябре 1944 г. от заболевания желудка в возрасте 73 лет. По воспоминаниям Кониси, в последние годы жизни Мотобу стал намного спокойнее и рассудительнее и уже не искал возможностей испытать на ком-нибудь мощь своей техники.

После смерти Мотобу Тёки его ученики в Японии объединились, чтобы сохранить наследие учителя, которому было дано наименование Мотобу-рю. Образовались две основные группы: додзё Сюмпукан в г. Сайтама близ Токио и додзё Дайдокан в г. Кайдзука в префектуре Осака. Во главе последнего додзё встал второй сын мастера Мотобу Тёсэй, который сейчас является президентом Японской ассоциации каратэ Мотобу-рю.