Хигаонна Канрё

Серэй-Рю, или «Школа просветленного духа». Это один из самых крупных стилей окинавского каратэ, который ведет свою «родословную» от Наха-тэ, с вкраплением многих особенностей техники Томари-тэ. В серьезной степени школа Серэй сохранила систематизацию техники, используемую в Шаолинь-цюань. Некое представление о том, как «выглядит» собой этот стиль, дает ката Тэкки, используемая большинством современных мастеров каратэ.

Сёрэй-рю – торжественное название одного из стилей тотэ, которым занимались в деревне Наха на Окинаве. Еще его знают под названием Наха-тэ. Также термин «сёрэй» является местным вариантом прочтения иероглифов Шаолинь и означает «молодой лес» на диалекте района Наха.

Основателем школы является мастер ушу и тотэ Хигаонна Канрё, родившийся в 40-х годах XIX века в приморской деревне Наха. Сначала Хигаонна трудился простым моряком, затем торговал китайским чаем. В 23 года Хигаонна кардинально меняет свою судьбу, встав на путь воинских искусств. Он приезжает в китайскую провинцию Фуцзянь и более десяти лет изучает ушу в нескольких закрытых школах. Воля и целеустремленность Хигаонны привели к тому, что окинавец стал известным мастером ушу, старшим наставником, фактически первым помощником своего учителя. Ему было доверено самостоятельно вести занятия и посвящения учеников, — случай действительно уникальнейший за всю тысячелетнюю историю существования ушу. После того, как обучение Хигаонны закончилось, он совершил поездку по Китаю, знакомясь со многими стилями ушу и возвратился на Окинаву лишь в 35 летнем возрасте.

В Серэй-Рю предпочтение отдается физической мощи, резкости, четкости, набивке рук и ног и пробивной силе.

В Серэй-Рю предпочтение отдается физической мощи, резкости, четкости, набивке рук и ног и пробивной силе. Все многообразие приемов осваивается в виде одиночных форм, направленных на развития специфических качеств:

  • тигр — укрепление костей, мощь, резкость;
  • леопард — скорость, гибкость, прыгучесть;
  • журавль — духовная концентрация, менталитет;
  • дракон — устремленность, фокусировка силы, кимэ;
  • змея — дыхание, внутренняя энергия.

Заметна связь между психофизическими качествами и животным — тотемом, которая существует с древних времен в Шаолинь-цюань. В общем вся техника Серэй-Рю разбита на несколько разделов:

  • Иппон Кумитэ Ката — формальные упражнения в паре, состоящие из пары десятков упражнений против партнера. Служат для развития силы.
  • Таэдзу Нару-Вадза — связки технических приемов. Это комплекс из 10 связок действий против партнера, для тренировки скорости и координации.
  • Кихон-Кумитэ Ката — фундаментальная парная форма.
  • Дзию Ундо — свободные формы демонстрации индивидуальных упражнении.
  • Кимэ-Дати Кумитэ — работа с партнером в напряженной стойке. Необходима для развития контроля технических действий и рефлекторных ответных действий.
  • Ката-Кумитэ — формальный поединок. Нужен для развития умения вести бой, точно соблюдая форму и технику приемов.

Ката — главный аспект в системе тренинга Серэй-Рю.

  • Подготовительные формы: Тайкеку 1-3.
  • Ката для развития скорости, мощи, формы, баланса: Вансу, Ананку Найханти 1-2, Цюэ-Се.
  • Ката для развития менталитета, физической координации: Эмпи-Се, Пассай-Дай, Горэй-Се, Дан Эн-Се, Сантин.
  • Ката для развития духовных качеств: Нан Дан-Се, Найханти 1-3, Тэгатана, Канку-Се и Тэнсе.

Стиль Хигаонны был заметно силовым

В школе Хигаонны длительное время использовались все особенности китайской традиции ушу: строгая дисциплина, медитативные и дыхательные практики, особые методы тренировки умения направить внутреннюю энергию в удар. Стиль Хигаонны был заметно силовым, слабоамплитудным с низкими стойками, с упором на тренировку мышечной массы и физической силы. Техника была типичной для стилей южнокитайского ушу.

В Китае Хигаонна освоил систему упражнений для управлением сознанием и внутренней энергией, которые потом станут визиткой целого ряда стилей каратэ, особенно тех, которые родились из школы Хигаонны –Уэти Рю и Годзю-рю (а оттуда эти упражнения попали в Кёкусинкай). Известное ката Сантин попадалось не только в направлении Наха-тэ (после смерти Хигаонны переименованном в Сёрэй-рю), но и сейчас существует в Уэти Рю и Годзю-рю (естественно, и в Кёкусинкае). В Китае этот комплекс известен как Сань-тин – «три движения вперед» или «три атаки», так как схематично выглядит как три шага вперед – разворот – три шага назад.

Происходит он из школ ушу уезда Пунянь, и в измененном виде встречается в этой местности и в наше время. Суть комплекса состоит в резкой смене состояний полного расслабления и абсолютного напряжения, и используются два типа дыхания: обычное, расслабленное и напряженное, причем вдох и выдох делается при полном напряжении мышц. Характер школы Хигаонны, при жизни учителя известной как Наха-тэ, а после получившей наименование Сёрэй-рю, был явно «китайским». По большому счету сам Хигаонна и не говорил, что создал собственный стиль. Будучи мастером ушу, он и давал ученикам собственную компиляцию из фуцзяньских школ китайского ушу. В этом состоит главное отличие стиля Сёрэй-рю от другого направления староокинавских школ искусства поединка, т.е.тотэ – группы стилей Сёрин-рю.