Стиль Синдо-рю (переводится как «Школа истинного Пути») создал известный мастер Ханасиро Тёмо, ученик Итосу Ясуцунэ. Однако разучиваемые ката взяты не только из Сёрин-рю (стиля, которому учил Ханасиро Тёмо), но и Годзю-рю. Скорее всего, это связано с тем, что привычный нам облик школы окончательно сформировал Ханасиро Тёсэй, племянник Тёмо. Именно он зарегистрировал Синдо-рю в 1956 году официально.

Кроме занимающихся на Окинаве (немного более полусотни учеников), к этой школе причисляют себя несколько групп практикующих каратэ в США, Дании и России.

Основные составляющие тренировки, это наработка ката, постановка удара с использованием снарядов (макивара, подвесной мешок), а также и свободное кумитэ.

Программа обучения включает обязательное изучение 17 ката. Из них 12 без оружия (к ним относятся 2 дыхательно-энергетических ката) и 5 с оружием. Ката без оружия — Сандзюго, Пинъан 1—5, Сантин, Бассай, Кусанку, Тинто, Вансю, Сэйэнтин. Все пять форм Пинъан здесь относятся к одниму ката, при выполнении которого они следуют один за другим без разрывов.

Полный курс обучения рассчитан на 12 лет. Из них 8 лет отводится на темнику рукопашного боя без оружия и 4 года на овладение кобу-дзюду. В школе Синдо-рю 8 ученических степеней кю, от низшего 8-го до высшего 1-го.

Ханасиро Тёмо

Каждой из них соответствует определенный цветной пояс и девиз:

  • 8-й кю (белый пояс) — «становление на путь ученичества»;
  • 7-й кю (белый пояс с оранжевой меткой) — «начало познания»;
  • 6-й кю (оранжевый пояс) — «совершенствование в познании»;
  • 5-й кю (синий пояс) — «расширение познания»;
  • 4-й кю (зеленый пояс) — «середина ученического пути»;
  • 3-й кю (темно-синий пояс) — «возвышение познания»;
  • 2-й кю (коричневый пояс) — «углубление познания»;
  • 1-й кю (темно-коричневый пояс) — «зрелость».

Затем идут степени «дан», которых, как и в подавляющем количестве школ японских будо, десять. После получения 4-го дана курс по программе школы считается оконченным. Потом ученик должен идти по выбранному пути совершенствования полагаясь на свои силы.

До получения 1-го дана ученик овладевает техникой каратэ, а затем переходит к изучению боя традиционным оружием. Задача состоит в том, чтобы к началу занятий кобу-дзюцу он должен полностью владеть всей техникой каратэ. На экзамене на 2-й дан ученик должен показать ката с длинным шестом и с короткими трезубцами (сай), на 3-й дан — с нунтяку и тонфа, на 4-й дан — с парными серпами кама.

Синдо-рю. Изучение боя традиционным оружием

Наработку ката дополняет практика кумитэ. В Синдо-рю различают 6 основных видов кумитэ:

  • 1. Кихон кумитэ — обусловленный учебный бой на один или натри шага;
  • 2. Дзию иппон кумитэ — свободный учебный бой, когда нападающий проводит единсвенную атаку по своему выбору;
  • 3. Урикуми дзию — свободный учебный бой с использованием любой техники, но без «кимэ» в ударах;
  • 4. Урикуми го — свободный учебный бой с «кимэ» в ударах, но с запретом на удары в глаза, горло, пах, колени и без добивания;
  • 5. Дзиссэн кумитэ — свободный учебный бой, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание серьезных травм;
  • 6. Ниайтэ кумите — учебный бой против двух соперников по правилам урикуми го. Разделения по весу нет, защитные приспособления отсутствуют.

Как и в иных школах традиционного каратэ, принято считать, что ката и кумитэ — это взаимодополняющие методы практики боевого искусства, направленные на формирование идеального бойца. Тем не менее практика ката стоит на первом месте, а кумитэ принято считать дополнительным методом тренинга.

Синдо-рю делает упор на подготовку к реальной схватке.

Синдо-рю делает упор на подготовку к реальной схватке. Главные принципы этой школы — «иккэн хиссацу» (одним ударом — наповал) и «мэцукэ сутэми» (холодная решимость идти в бою до конца). Техника максимально жесткая, боец настойчиво стремится перейти в ближний бой, примерно 85% ударов приходится на локти, колени и ладони.

Но стоит заметить, что в школе Синдо-рю в большой цене умение избежать драки, то есть знаменитое- побеждать без боя. Именно в этом принципе, по мнению учеников школы, и заключается концепция традиционного боевого искусства: владеть реальной возможностью одержать над противником верх, даже более многочисленного и даже вооруженного, не испытывая потребности в испытании своего смертоносного невидимого «оружия» по каждому мелкому поводу.

В России Синдо-рю представляет Валерий Майстровой (6 дан).

Главная цель полного курса обучения состоит в том, чтобы взрастить нравственного человека, сильного как духовно, так и физически, а не глупца с набитыми кулаками, легко пускающего их в ход по поводу и без оного, лишенного каких-либо духовных приоритетов. В соответствии с этой задачей для учеников Синдо-рю выработаны правила:

  • 1. Ученик должен быть скромным, честным и справедливым;
  • 2. Ученик должен быть почтителен в обращении с Учителем и вежлив со своими товарищами;
  • 3. Ученик должен иметь не только желание, но и серьезные мотивы для изучения боевого искусства;
  • 4. Ученик не должен применять свои навыки в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальных ситуаций. Ученик, замеченный в обычных драках, подлежит немедленному исключению из школы;
  • 5. Ученик не должен курить и употреблять спиртные напитки;
  • 6. Ученик не имеет права обучать кого бы то ни было боевому искусству без разрешения Учителя;
  • 7. Учитель имеет право наказывать учеников и исключать их из школы.

В России школу представляет Валерий Майстровой (6 дан).