Основателем школы каратэ Уэти-рю является человек по имени Уэчи Канбун (1877—1948). Будущий мастер изучал в отроческие годы старательно изучал окинавское кэмпо под началом своего отца, Уэчи Кантоку. В 1897 году юноша уехал в поисках работы в Китай, в приморскую провинцию Фуцзянь. Там его учителем стал окинавец Кодзё Кихо, бывший учеником китайского мастера Чжоу Цихэ, наставника школы Пангай-нун, развивавшей учение мастеров Хэ Шидэ и Чжоу Пэй, практиковавшие стили дракона, тигра и журавля.

Спарринги в Уэти-рю проводят в полный контакт без протекторов. Главная мысль здесь такая: спортивный поединок должен максимально быть похожим на реальный бой. Так что правила здесь весьма свободные. К примеру, используются захваты, в том числе за одежду. Оказавшись на земле, боец не останавливается, а продолжает сражаться. А в других школах ему бы за это засчитали поражение. Разрешены подсечки, подножки, болевые на суставы.

Особую роль в занятиях играют упражнения «коти-китаэ». Это жесткая набивка предплечий, бедер и голеней, дающая возможность существенно увеличить эффективность блокировки конечностями, а также тренировка мышц в домашних условиях, а не только в пределах зала. Преимущества, которые дает подобная систематическая тренировка, становятся весьма заметными в схватках с бойцами иных стилей каратэ. Ученики Уэчи-рю своими «железными» конечностями быстро «пробивают» их защиту. Технику «коти-китаэ» практикуют вместе с партнером, стоя друг напротив друга в стойке «санчин», которая принята в школе в качестве основной. Сперва работают внешней стороной предплечий, изо всех сил напрягая мышцы в момент соприкосновения, затем начинают наносить удары кулаком и ступней. Этот способ Уэчи Канбун взял из Китая, где давно уже существует система закалки тела под названием «железной рубахой».

Уэчи Канбун

Уэти-рю принимает лишь 8 ката. Это Санчин, Сэй-сан, Сансэру, оставленные Уэчи Канбуном; Кан-сива, Кансин, Сэйрю, данные Уэчи Канэем; ката Кансю, авторства Уэхары Сабуро, ну и ката Сэйсин — плод трудов Ито-кадзу Сэко. Ката изучают не спеша, постепенно, добиваясь абсолютной точности и четкости каждого движения. Редко можно увидеть ученика, который бы смог выполнить ката полностью без того, чтобы учитель не один раз остановил его для «внесения корректив». Для лучшего осознания смысла тех техник, из которых состоят эти упражнения, мастера постоянно приводят примеры из истории Окинавы. В старину мастеру каратэ для использования в схватке того или иного приема давалась лишь одна попытка: либо он бил сразу наповал, либо самурай лишал его головы своим мечом.

Помня древние законы жестокого и смертельного боя, мастера стиля Уэчи-рю отрицают право женщин на тренировки по стистеме каратэ.

Еще одна немаловажная деталь- практика «тамасэвари», упражнений по разбиванию твердых предметов. Ведь для того, чтобы сразу «вырубать» противника с одного удара, надо чтобы этот удар обладал огромной мощью.

Синд-зо Киёхидэ

Зрелищными демонстрациями для публики искусства «тамасэвари» прославился мастер Синд-зо Киёхидэ. Зрители были реально шокированы, когда он ударом кулака перерубал пополам биту для бейсбола, которую держит в руках партнер. Поверьте, немного найдется на свете бойцов, способных перерубить короткую толстую палку из твердого дерева, к тому же не зафиксированной в держателях!

В 1933 году Уэти Канбун регистрирует организацию «Субукай», которая с 1971 года называется «Уэти Рю каратэ-до кёкай».

Начиная с 1930 года Канбун Уэти обучает своего сына Канэя Уэти (1911—1991), который встает во главе организации после смерти отца. В 1942 году Канэй открывает Уэти Рю Хомбу-додзё. После смерти Канэя Уэти «Уэти Рю каратэ-до кёкай» дробится на несколько независимых организаций. Так возникли «Окинава Карате-До Кюкай (Окикай)», «Уэти Рю Кенюкай» и «Сокэ», во главе с внуком Канбуна Уэти Камэй. Учитывая то, что Уэти Рю официально не выходил за пределы Японии, школы получила некоторую известность в Европе и Америке.