Фуни-рю (другое произношение Фуджи-рю или Фудзи-рю) в ее нынешнем виде создал мастер боевых искусств Танака Косиро. Но сам он называет себя вторым патриархом, ведь изначально название «Фуни-рю тай-дзюцу» использовал его учитель Кока Фудзинин. Он прославился своими неоднозначными «прогулками», которые заканчивались обычно жестокими уличными драками. Кока учил жесткому варианту дзю-дзюцу, который он называл Фуни-рю. В структуировании этого направления ему активно помогал Иноуэ Нориаки, племянник Уэсибы Морихэя, автор школы Синъэй тайдо.

Помимо дзю-дзюцу, Танака с ранних лет изучал каратэ, а затем дзюдо и кэндо. А будучи бизнесменом, работавшим на международном рынке, он часто и много путешествовал и имел возможность перенимать опыт у крупных мастеров различных школ боевых искусств мира, тестировать свои умения и навыки в полноконтактных поединках с различными противниками.

В конце концов Танака решил, что именно боевое искусство дело всей его жизни. Но как оно должно выглядеть в современную эпоху? Он решает, что лучшим «додзё» для его духа и тела станет воюющий со всеми и между собой Афганистан. И в 1985 г. японец Танака оказывается в Афганистане, где обучает моджахедов рукопашному бою.

Танака Косиро

Годы странствий и участие в кровавой войне серьезно повлияли на взгляды Танака, который вынужден был пересмотреть многие идеи касаемо «рукопашки». От старой техники Фуни-рю, в варианте Кока Фудзинин, сохранилось очень мало. И тем не менее, когда учитель и ученик встретились после возвращения последнего в Японию, Кока назвал его своим наследником и вторым патриархом Фуни-рю тай-дзюцу, отдав должное высокому уровню Танака.

Нынешнее Фуни-рю мастера Танака пронизано духом реального боя. Именно поэтому в течение нескольких лет у него было лишь пара десятков учеников, в основном офицеры полиции и спецслужб. Но затем число последователей стало быстро расти. Во-первых, о мастере «позаботились» средства массовой информации, напечатавшие сенсационные фотографии мастера, показывающего моджахедам технику обезоруживания врага, вооруженного ножом или автоматом. Во-вторых, его идеи оказались в нужном месте и в нужное время и привлекли толпы поклонников так называемых «боев без правил».

Техническая база Фуни-рю насчитывает примерно 250 приемов. Все они преследуют одну цель: установить контроль над действиями соперника, причем главное внимание уделяется многочисленным захватам за шею (голову).

«В моей школе самое главное — удержание (прижимание) шеи (головы) противника… Шею нужно удерживать для того, чтобы провести окончательное удержание, не дать противнику контратаковать», — объясняет Танака.

Другими словами, захват головы используется для установления контроля над противником в стойке и на земле.

Для достижения этой цели практикуют разнообразные приемы. Но у всех есть одно общее: для проведения приема необходимо приблизиться к противнику, сократить дистанцию, взять захват. Отсюда следует основополагающий принцип — это движение вперед, навстречу противнику. В ответ на любое действие противника нужно делать шаг вперед, сокращая дистанцию, проводить захват, лишать его из равновесия, навязывать ему свою манеру боя.

После прорыва в ближний бой мастер Танака советует работать, прижавшись к противнику вплотную.

«Когда прижимаешься к врагу и становишься с ним одним телом, вес противника соединяется с твоим весом. Поэтому в этот момент противник превращается в часть тебя самого. Допустим, противник весит 100 кг. Не мало, не так ли? Но если он станет частью твоего собственного тела, после того, как обретешь равновесие, ты сможешь двигать им, как тебе заблагорассудится. Поэтому в атаке и нападении нужно столь сильно прижиматься к противнику, чтобы твои ноги как бы стали его собственными ногами. А что будет, если убрать одну ногу? Противник потеряет равновесие и сам упадет», — говорит мастер.

Движение вперед и навстречу— это суть тай-дзюцу

Движение вперед и навстречу— это суть тай-дзюцу.

По утверждению Танака, движение вперед и навстречу— это суть тай-дзюцу. Ученики начинают практиковать его буквально с первой тренировки. При этом партнер выполняет с максимальной скоростью и силой удары бамбуковым мечом. Задача ученика — сделать шаг вперед, с одновременным разворотом в бедрах, и соответственно увернуться от обрушивающейся сверху бамбуковой палки. Обычно сначала ученики дергаются то в сторону, то назад, шагнуть вперед тяжело и страшно. Но Танака не знает жалости: «Только вперед, один шаг вперед!» Он говорит, что тот, кто овладел техникой перемещений для встречного входа, на 90% познал секрет Фуни-рю тай-дзюцу.

Танака вспоминает, что он осознал сущность такого движения вперед с поворотом в бедрах, будто дверь распахивается настежь, вынуждая лететь в пустоту противника, старающегося протаранить эту «дверь» со всей силой, когда зубрил наставление по кэн-дзюцу, авторства знаменитого мастера Ягю Мунэнори (школа Ягю Синкагэ-рю). В нем говорится: «Когда противник наносит рубящий удар по твоему левому плечу, повернись, следуя траектории удара, и победишь. Позиция при этом должна быть низкой».

Броски выполняют в основном с помощью толчков и нажимов.

В принципе подобное движение совсем не трудное в исполнении. Сложность в том, чтобы перебороть страх, заставить себя сделать шаг вперед тогда, когда противник со свирепым выражением лица обрушивает на тебя шквал ударов руками и ногами, размахивает ножом или колет штыком. Поэтому секрет заключается в силе духа, в стальной воле, в вере в себя.

На следующем уровне отрабатываются входы в ответ на прямой удар кулаком. Эти упражнения доводят до совершенства на каждой тренировке все ученики Танака, от начинающих до самых продвинутых. Отрабатываются входы во внешнюю от удара сторону и во внутреннюю. При этом обе руки похожи на пружины: блокируя удар противника практически прямыми руками, боец за счет сгибания их в локтях, поддержанного собственным движением вперед, без труда отводит удар в сторону от себя. Защита мягкая, а не жесткая.

Проход в ближний бой- это подготовка для использования борцовской техники, в первую очередь бросков. Броски в Фуни-рю весьма необычны. В большинстве случаев, в отличие от бросков дзюдо, они не применяют подъем с опрокидыванием. Здесь броски выполняют в основном с помощью толчков и нажимов. По сути, они являются техникой выведения из равновесия.

Кроме приемов борьбы, Фуни-рю активно использует технику, взятую из каратэ. Внимание акцентируется на эффективности встречных ударов: когда твоя сила складывается с силой движения противника к тебе, попадание гарантирует необходимый результат — «отключение» соперника. Удары руками похожи на боксерские, так как идут с высоты плеча, но имеют свою специфику. Ударными формами рук являются кулаки и основания ладоней.

Жестких блоков нет. Вообще блоков, по уверению Танака, быть не должно:

«блоки в моей системе используются для атаки, я рассматриваю их в качестве средства отклонения мешающих мне предметов, например, рук».

Удары ногами необходимы для сокращения дистанции и бьются обязательно в связке с ударами руками. Главные цели — пах и место соединения бедренной кости с костью таза.