Тайки-кэн, что переводится как Кулак Великой Энергии- японское боевое искусство, которое появилось после Второй мировой войны усилиями Саваи Кэнъити (1903 г.р.). Отличительная черта- четко выраженный вектор, направленный исключительно на боевое применение и большим вниманием к аспектам внутренней энергетике бойца.

Саваи Кэнъити

В молодые годы будущий мастер занимался дзюдо и кэндо, а затем уехал в Китай, где посещал занятия у учителя Ван Сяньчжая (1885—1963). Этот мастер обучал стилю Дачэн-цюань (хотя некоторые исследователи настаивают, что это было И-цюань), представлявший ответвление известенейшего Синъи-цюань. То, что по прошествии нескольких лет преподавал Саваи своим ученикам в Японии, было только лишь повторением Дачэн-цюань. Однако постепенно мастер вплотную подошел к созданию своей собственной школы, качественно отличающейся от «родителя». Тайки-кэн не имеет строгой внешней формы (когда делать надо только так, и никак не иначе!), поэтому это направление воинского единоборства весьма сложно описать.

Его наиболее характерные черты таковы:

  • а) ориентация исключительно на боевое использование (никакого спорта, никакой демонстрации и показухи);
  • б) действительно суровый стиль учебно-тренировочных спаррингов, которые являются главным видом тренинга  при полном отсутствии протекторов;
  • в) проведение занятий только на природе и летом и зимой;
  • г) большое акцент на энергетические упражнения.

Тайки-Кэн

И при всем этом потрясающая мягкость, в которой скрыта огромная мощь.

Тренировки построены таким образом, чтобы практикующий, ощутив движение энергии, ощутил себя, начал учиться согласованию (гармонизации) с внешним движением мира, стал чувствительным и гибким, выравнивая состояние тела, души и духа. На психологическом уровне практик прорабатываются глубинные блоки, причины болезней и страхов, скрытые от понимания. Методика направлена на выявление и проработку жесткости, на понимание ее природы. Фиксируя внимание на ней в парной работе, обретается осознание причин внутреннего плана.

По воспоминаниям очевидцев, учитель Саваи в возрасте 75 лет не напрягаясь побеждал 30-летних бойцов. В возрасте 81 года он без проблем показывал на тренировках своим ученикам каждое движение: удар, захват или толчок. Сам мастер говорил по поводу возраста так:

«Когда человек стареет, у него в первую очередь слабеют ноги и поясница. Речь идет не о простой ходьбе. Со слабыми ногами и спиной нет боевого искусства. Для боя нужно сохранять способность мягко и легко передвигаться в любую сторону на полусогнутых ногах, непринужденно реагируя на действия противника»…

Саваи объяснял:

«Надо иметь гибкое мощное тело и надо владеть «ки». Без работы с энергией «ки» вы в 40 лет перестанете прогрессировать как бойцы, в 50 начнете проигрывать в поединках всем, кто моложе вас, а с 60 лет станете просто дряхлеть и превращаться в развалин. Поэтому каждое утро час или два посвящайте «столбовому стоянию» в парке или у водоема».

И еще одно очень интересное высказывание, которое характеризует как Тайки-кэн, так и саму личность Саваи Кэнъити:

«Многие наставники боевых искусств умеют только говорить. Бесполезно, однако, рассказывать ученикам о том, каким ты был раньше. Главное, это твоя способность что-то делать сегодня. Ты имеешь право учить других только тому, что можешь показывать сам. В боевых искусствах главное не слова, а движения, практическая демонстрация».

Кстати, практически с 60-х годов Саваи принимал в ученики исключительно тех, кто имел уже 3-4 дан в каратэ Кёкусинкай!

Среди мастеров-наставников японских боевых искусств Саваи стоит несколько отдельно. Его взгляды и методики разительно отличаются от того, чему учит большинство.