Использование кусарикамы в наши дни связывают в первую очередь с ниндзя и ниндзюцу. Даже владение кусарикама-дзюцу входит практически во все школы нинпо и признается одной из обязательных техник, которыми должен уметь владеть ниндзя (со слов руководителей современных школ). Однако корни и история у данного искусства все-таки гораздо более глубоки.

Появление кусарикама-дзюцу отмечается ещё с двенадцатого века, и практически до семнадцатого века оставалось одним из наиболее популярных боевых искусств феодальной Японии. Количество школ кусарикама-дзюцу исчислялось десятками, и подобная популярность вполне объясняется эффективностью этого оружия — серпа на цепи разной длины, дающего возможность заблокировать длинное самурайское и солдатское оружие тяжелым грузом. Однако, не смотря на это, последнее слово все-таки оставалось за наиболее подготовленным мастером. Известна история о самурае Сисидо Байкене — великом бойце кусари-камой, не знающего поражений. Не знающего до того момента, пока он не встретился с легендарным мастером меча Миямото Мусаси. Бой закончился смертью Сисидо.

На полях массовых сражений кусарикама-дзюцу не было слишком распространенным. А вот полицейские силы и любители дуэлей оценили эту школу. Сказывается специфика оружия, требующая значительного пространства для раскручивания цепи. Но входило кусарикама-дзюцу все же чаще как дополнительная практика к освоению многих иных видов оружия. Например, школа Суйо-рю, известная знатокам с 1615 года, специализируется на иайдзюцу, но в её программе подготовки и в наше время сохранились техники кусари-камы. Или школа нагината-дзюцу Тендо-рю, основанная в 1582 году, хотя и основывалась на алебардной технике, но все равно изучало и техники кэндзюцу с катаной и кодачи и кусарикама-дзюцу.

Для ниндзя практика кусарикама-дзюцу отметилась в школах, ведущих свою родословную от кланов Ига и Кога. И хотя в массовой культуре «ночные воины» с кусарикамой встречаются несколько реже, данное боевое искусство исторически было намного ближе средневековым шпионам, чем те же нунчаки или сай.

А что же происходит сегодня? Популярность кусарикама-дзюцу сделала свое дело — во многих, очень многих школах самурайского искусства, существующих в наше время, оно занимает свое место в обязательной программе подготовки. Даже Масутацу Ояма оставил его занятиях по карате. И хотя для современного бойца польза от владения серпом с цепью не выше пользы от того же бодзюцу (а то и меньше), но настоящий воин  владеет искусством видеть сквозь оружие в своих руках и всегда знает, полезно или нет его мастерство в любой ситуации.