На протяжении длительного времени, копья (или яри) были главным оружием пеших воинов. По своему распространению они оставили далеко позади любое другое древковое оружие (как нагинаты, например) и практически до самого финала использования холодного оружия в качестве основного на поле боя составляли базу вооружения армии. Однако невзирая на столь значительное угасание, боевое искусство копейщиков и в наши дни изучается во многих школах японских боевых искусств.

Искусство боя яри возникло в Японию очень и очень давно, скорее всего ещё с первыми островными поселенцами. Специфический вид китайских копий не получил широкого признания (так как был серьезно ориентирован на личное умение воина), и сравнительно долго копья оставались не замеченными самураями, отдававших предпочтение стремительным дуэльным поединкам на мечах вблизи или меткий обмен стрелами из луков на полном скаку. Вторжение монгольских войск в тринадцатом веке дало сильный толчок к развитию искусства содзюцу, и ощутившие всю опасность массового использования дешевых в изготовлении и длинных копий, которые стояли на вооружении у наемников из Кореи и Китая, японцы быстренько изменили свое отношение к яри. Итогом стало почти поголовное обеспечение каждого простого пешего солдата — босоногого асигару — длинным копьем: практичным, дешевым и легким в применении.

Содзюцу

Так и получилось, что содзюцу стало практически обязательным для изучения боевых искусств. Число школ, в которых изучали содзюцу, периодически доходило до полутысячи. Что, в общем то, не вызывает особого удивления, учитывая разнообразие видов копий, которые были изобретены наблюдательными жителями бывшей империи Ямато. Наример возникновение дзюмондзи-яри (копья с крестообразным наконечником) фактически дало начало классической школе Ходзоин-рю. И разумеется, что для каждого вида копья соответствовали разнообразные техники владения — не исключительно прямые выпады, но также и рубящие, режущие удары, подсечки и подрезы.

Ниндзя, внимательно изучавшие каждый вид оружия, хоть как-то распространенный в их области, также брали содзюцу в программы занятий для своих адептов. При этом вполне ясно, что упор в практике содзюцу для ниндзя делался на использовании коротких копий, отлично зарекомендовавших себя в помещениях или засадах. Кроме всего прочего, достаточно часто при упоминаниях о копьях ниндзя говорится каги-яри, или коротком копье с крюком в сторону основной вершины, дающее возможность задерживать или обезоруживать противника.

В наше время содзюцу неожиданно получило второе дыхание в форме дзюкэндо (штыкового боя). Естественно, многие техники не пригодились, но в классическом виде содзюцу осталось только в немногих школах будзюцу.