Наряду с привычным для человека Запада мечом (пусть и особенной формы) японцы применяли в бою такой необычный вид вооружения как дзиттэ (другой вариант произношения- дзиттэй, дзутта, дзюттэ).

Дзиттэ- это железный или стальной прут, с насаженной длинной рукоятью и характерным прямоугольным крюком, который отходил от основного стержня в точке его соединения с рукоятью.

В ходу было большое количество вариаций этого оружия: от максимально простых до сравнительно утончённых. Частенько дзиттэ снабжали гардой (цуба) и ножнами, также известны некоторые экземпляры, к которым крепился боевой клинок.

Что касается способа ношения дзиттэ, то существует несколько версий. Некоторые исследователи считают, что дзиттэ носили на запястье, на шнуре, который в свою очередь крепился к кольцу на рукояти, а другая часть историков, изучающих боевые искусства, уверены, что дзиттэ носили подвешенным к поясу или в ножнах. Тем не менее все они утверждают, что дзиттэ был оружием, предназначенным для самозащиты и использовался японскими полицейскими во времена феодальной раздробленности.

Дзиттэ

Касательно появления дзиттэ нет общего мнения и никто точно не знает, где и когда в точности возник этот вид необычного оружия. Кто-то связывает происхождение дзиттэ с островами Рюкю, где он был известен как сай. Жители этих островов часто жестоко эксплуатировались японцами и после того, как у них отобрали оружие, разработали этот вид защитного вооружения, которое великолепно подходило для противодействия главному оружию самураев, то есть мечу. Сай оказался очень эффективной вещью и японцы не прошли мимо, завезя образцы этого оружия к себе на родину. В Европе нечто подобное также было в ходу, но использовался одновременно с основным клинком: обладая весьма хитрыми гардами, их функцией был перехват клинка противника.

В Японии после появления сая зародилась и развилась сложная боевая школа известная как дзиттэдзюцу. Техники, разработанные в ходе совершенствования этой школы, давали возможность ловко блокировать атаки меча, а также эффективно атаковать по любым незащищённым точкам на теле соперника. После того, как меч нападающего был захвачен или отражен, у обладатель дзиттэ мог нанести укол в глаза, горло или живот, то есть по максимально уязвимым точкам. Плюс для атаки могла использоваться рукоять дзиттэ, которой наносили мощнейшие обратные удары, а при случае, дзиттэ можно было даже метнуть по относительно далёкой цели.

Сай

Воину, выбравшему дзиттэдзюцу, сначала необходимо было выучить «тай-сабаки» – искусство передвижений, мастера которого могли с невероятной скоростью менять своё местоположение, двигаясь скользящими или круговыми движениями, разрывая или, наоборот, моментально сокращая таким образом дистанцию с противником.

Количество приёмов мастеров меча был, такое ощущение, поистине огромным, а значит, для того, чтобы достойно соперничать с ними, дзиттэдзюцу должно было обладать столь же впечатляющим техническим арсеналом. Освоение этих приёмов серьезно помогало средневековым полицейским, которые частенько получали задания задержать некое высокопоставленное лицо без причинения физического вреда арестованному.

По закону только полицейские в Японии имели право носить дзиттэ и они носили как для использования по прямому назначению, так и как символ своего статуса. Однако и другие категории японского населения создавали для себя аналоги дзиттэ, прикрепляя острый крюк к железным спицам веера или же к черенку трубки для курения. Самураи же были вынуждены в очередной раз признать боевую эффективность дзиттэ. А что им еще оставалось, если мастер дзиттэ мог оставить славного воина без его обожаемого меча?