Ашихара-каратэ, Вадо-рю, Годзю-рю, Дзесинмон Серин-рю, Досинкан, Иссин-рю, Кекусин Будокай, Кекусинкай, Кобаяси-рю,
Косики каратэ, Мотобу-рю, Рюэй-рю, Серин-рю, Сериндзи-рю, Серэй-рю, Сетокай, Сетокан, Синдо-рю, Сито-рю, Сюкокай,
Тито-рю, Уэти-рю, Фудокан, Чито-рю, Эншин каратэ

О возникновении каратэ можно узнать исключительно из легенд. Так, по одной из них, первым человеком, который стал создателем самого термина «боевые искусства» является Бодхидхарма, основатель философии дзэн-буддизма, который в далеком 520 г. н.э. прибыл из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, выстроенный на склоне горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и поныне считать центром распространения учения о Будде, и в то же время- местом умственного и физического развития адептов этого учения.

В монастыре Шаолинь Бодхидхарма учил монахов выносливости, развивал силу, быстроту, ловкость и необыкновенную гибкость. Проводимые им занятия имели в основании принцип копирования движений животных с элементами приемов защиты и нападения и предположительно назывались «18 движений рук архата». Такими тренировками развивалась сила тела и духа, выполнялась подготовка к трудностям, которыми являлись продолжительные сеансы медитации. И самое главное, разучиваемая техника служила неплохим средством защиты от разбойников, жаждущих поживиться милостыней, собираемой монахами в городах. В будущем методы физических тренировок Бодхидхармы активно развивались и дополнялись. И сейчас известны как боевое искусство шаолиньского монастыря.

Гораздо позже это боевое искусство «уехало» в Японию, где оно органично переплелось с местными воинскими искусствами обитателей островов.

К сожалению, подтвержденных документами исторических сведений о возникновении каратэ в Японии совсем мало. Мы знаем, что в XII в., когда отряды самураев Тайра, потерпевшие поражение в битве при Дан-ноура (сейчас Симоносэки) от войск Минамото, мощной волной хлынувшие на юг, многие уплыли на крупнейший остров архипелага Рюкю Окинаву, находящийся в 600 км от Тайваня и в 800 км от южного побережья Китая и там демонстрировали местным жителям свое боевое мастерство.

В 1392 г. в город Наху, бывший тогда столицей Окинавы, приезжает особая миссия из 36 китайских колонистов (отраженная в документах как «36 принявших подданство»), имевших намерение обучить местных обитателей основам знаний по мореплаванию, книгопечатанию и некоторым ремеслам. С 1392 г. китайские колонисты обосновались в Кумэмуре, пригороде Нахи, а позднее такие-же поселения возникли в городах Сюри и Томари. Есть версия, что именно от приезжих колонистов, местные жители узнали о китайских воинских искусствах.

Имеет право на существование и иная версия, которая гласит, что каратэ не было заимствовано на Окинаве из боевых искусств Китая, а возникло и развивалось непосредственно на Окинаве. Некоторые исследователи уверены, что каратэ — исконно окинавское кулачное искусство, к которому китайские направления прибавили весьма немного. Естественно, что с тех пор как на Окинаве обосновались люди, можно представить, что там наличествовали какие-то системы рукопашного боя. Их аналогично можно назвать предками современного каратэ, однако с такой теорией древнего рождения тяжело согласиться. Даже то, что подавляющее количество терминов современного каратэ возникло от старокитайских, доказывает: называть каратэ исконно окинавским боевым искусством — просто преувеличение.

Окинавское каратэ также скорее всего возникло из китайского рукопашного боя. Во-первых, у любого народа имеется определенная своя бойцовская техника. Однако такое явление древней Окинавы было бы не совсем верным называть истоком каратэ, так как исторический период, когда назрела социальная необходимость в технике боя, должен быть определен как гораздо более поздний. Во-вторых, среди названий ката в каратэ много старокитайского, в то время как настоящие окинавские названия есть лишь в называниях приемов владения оружия из систем кобудо. В-третьих, среди ката, распространяемых от учителя к ученику, есть «ката Ваншу». Человек по имени Вансю (Ван Цзи) был послан в качестве сборщика ленной дани в 1683 г. на Рюкю. Еще пример. Был такой воин Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на окинавских островах и сейчас существует «ката Кушанку»… Из разрозненных источников известно то, что Куусянку прибыл на Рюкю, взяв с собой китайских последователей и учеников боевой системы, содержание которой приводило в изумление окружающих. Если бы тогда существовало местное боевое искусство, не было бы особого повода рекламировать бойцовскую науку, как не было бы и такого отношения местных жителей, которые явно раньше не встречались ни с чем подобным.

Одним из важнейших факторов бурного развития окинавского каратэ стал возникший на острове политический курс, направленный на запрет ношения и использования предметов оружия. Первый запрет на пользование оружием датируется 1429 г., когда король Сё Хаси смог объединить три области Окинавы, называемые Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, стараясь уничтожить любую возможность мятежа, а также укрепить вертикаль власти, ввел табу на ношение оружия для всех, кроме своей дружины и высшей знати из числа феодалов. Простому народу отказали в возможности защитить себя от произвола чиновников и солдат, а также многочисленных бандитских шаек, прятавшихся в покрытых лесом горах острова, что, по утверждению некоторых исследователей, заставило многих крестьян встать на путь изучения боевых искусств.

С целью усиления централизованной власти была объявлена и «охота за мечами»- инициатива местных правителей при правлении короля Се Сине (1477 — 1536). Мастер Хигаонна Морио, создатель стиля каратэ Годзю-рю, в своих заметках по истории возникновения и развития каратэ сообщает: «После того, как король Се Син запретил жителям острова носить оружие, возникли две школы рукопашного боя. Одна среди дворянства под названием «тэ», а другая развивалась в среде простого народа и имел название «рюкю кобудзюцу». Обучались ему рыбаки, крестьяне, ремесленники, и главное отличие этого стиля было в использовании в качестве оружия обычного инструментария, характерного для повседневного крестьянского труда. Занятия энтузиастов, обучавшихся этими видами боевого искусства, проходили обычно ночью и в большом секрете».

После того как в 1609 г. Окинаву завоевал повелитель южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и остров вошел в состав Японской империи, запрет на оружие был введен для подавления мятежей окинавских жителей против завоевателей, которые периодически случались из-за огромного налогового бремени и поборов оккупантов. До всеобщего восстания не дошло, но отдельные схватки с самураями происходили действительно часто.

Учитывая такую историческую обстановку возникла версия о том, что местные жители стали объединяться в секретные общества и создавать особые союзы самообороны, в которых разучивались приемы рукопашного боя и техники с использованием хозяйственных инструментов вместо привычного оружия. Например, еще с начала XVII в. известно имя великолепного бойца Яра, родом из деревни Тятан, который столь успешно сражался с японцами, что стал практически национальным героем. Сын старосты деревни, он в двенадцатилетнем возрасте был увезен в китайский портовый город Фучжоу, находящийся в провинции Фуцзянь, для обучения торговому делу. На протяжении 20 лет Яра, кроме непосредственно торговли, с полной самоотдачей постигал искусство китайского боевого искусства цюань-шу и, возвратившись на Окинаву в родную деревню, основал там школу воинских искусств, где проводил занятия для окинавцев по рукопашному бою.

Не имевшие возможности на равных, то есть используя оружие, сражаться с захватчиками, окинавские крестьяне и ремесленники превратили в оружие собственные ноги и руки, тренируя удары на особых устройствах «макивара» и практикуя «ката», дающие возможность освоить техническую базу без помощи партнера.

Итогом таких занятий было достижение потрясающего технического уровня и мощнейшей силы ударов. Так как в противостоянии с самураями окинавцам приходилось иметь дело с подготовленными воинами, шанс на победу был весьма небольшим, и его нужно было вырвать невзирая ни на что. Выжить можно было лишь опередив противника и поразив его насмерть с одного удара. Возможно тогда и возник лозунг «Иккэн хиссацу» — «Одним ударом — насмерть». Благодаря упорным занятиям жители Окинавы могли голыми руками пробивать панцири и крушить шлемы самураев и, не имея никакого оружия, своими пальцами протыкать тела врагов.

Одновременно с этим возникло боевое искусство, использующее технику владения разнообразным оружием. В качестве оного использовались предметы крестьянского или рыбацкого обихода: шест (бо) использовался для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубцем (сай) разрыхляли почву при рисовых посадках; нунчаку (малый цеп) служил для вымолота риса; весло (эку) предназначалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; с помощью серпа (кама) в зависимости от длины собирали плоды папайи или риса; рукоятки (текко) служили для более простого управления запряженной в повозку лошадью; щит (тинбе) был корзиной для переноски овощей, а в поле защищал от солнца. Примеров действительно множество. Исходя из этого положения вещей многие аналитики уверены, что каратэ двигалось вперед усилиями исключительно простых людей.

По мнению других историков, каратэ развивалось благодаря труду высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. Можно процитировать одного из них: «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу».

Однако как бы не было на самом деле, но не одно десятилетие становление мастеров боевых искусств на Окинаве происходила в обстановке строгой тайны. От того легендарного времени не сохранилось ни имен учителей, ни названий школ. Первые более-менее достоверные сведения об окинавском каратэ-до существуют лишь с середине XVIII в.

Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), не один год проживший в Китае и обучавшийся там цюань-шу Шаолиня, а также бо-дзюцу, возвратился на родину и открыл в городе Сюри собственную школу Каратэ-до Сокугава. Это был самый первый случай, где в названии школы используется слово каратэ.

Появление самого первого стиля каратэ связывают с именем Мацумура Сокон (1792-1896), имевшего прозвище Мухенид. В качестве правительственного служащего он в 1830 г. был направлен в Китай с особым заданием расширить свои познания в боевых искусствах. После длительного обучения в монастыре Шаолиня, Мацумура Сокон систематизировал полученные знания, создав школу Шоринрю (Шаолинь в японской транскрипции). Самого Мацумуру удостоили званием Верховного наставника окинавских боевых искусств. Он практиковал жесткое, силовое каратэ-до в традиционной старошаолиньской манере, концентрируя особое внимание на развитие быстроты, резкости, силы и четкого знания фундаментальной техники.

В конце ХIХ и начале XX в. среди учителей окинавского каратэ самыми признанными авторитетами были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали создателями самых популярных школ японского каратэ, как теперь стали называть окинавское воинское искусство в Японии.

Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве составлялось из двух иероглифов: «кара», что дословно означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда трактуется в более широком смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» — «рука». Современный мастер каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы таким образом, что они стали переводиться как «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так говорил в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом «кара» («Китай»). Однако из-за того, что люди смешивают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские боевые искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неверно и даже в определенном смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф «Китай». А потому, несмотря на множество протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый — «пустота». Заодно тем же путем были изменены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».

Сам Фунакоши Гитин являлся учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свое время, обучались у великого Мацумура Сокона. Асато и Итошу оказали неоценимую помощь Фунакоши пройти основательную школу боев практически у всех популярных мастеров каратэ, проживающих на Окинаве в то время.

Изучив множество методов ведения поединка, убрав из них не особо убедительные и оставив в неприкосновенности те, которые казались ему максимально действенными, Фунакоши Гитин становится основателем собственного стиля. В 1922 г. он, бывший тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, получает приглашение Министерства образования и дав согласие, выступает в Токио с лекциями и демонстрацией приемов каратэ на выставке традиционных школ боевых искусств. Успех был потрясающим, и Фунакоши провел всю жизнь обучая искусству каратэ по всей Японии.

Фунакоши Гитин, основатель известного в наше время каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя не одну тысячу последователей, которые понесли каратэ по всему миру, основывая собственные школы и давая возможность всем желающим встать на путь каратэ.

Рассказывая об истории развития каратэ, надо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. В будущем эти стили стали основой для появления множества иных школ и направлений. В качестве примера можно сказать, что в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (основателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (родоначальника стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю — Вадо-кай и др.

После окончания Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии, в стране было уже около десятка напряженно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Перед проведением в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители некоторых ассоциаций внесли предложение провести во время Игр демонстрационные выступления в Центре боевых искусств — Будокан. Это дало возможность нескольким ассоциациям найти точки соприкосновения между собой и объединиться. Так, в 1964 г. появилась Всеяпонская Федерация каратэ-до — Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, включающая в себя большинство стилей и школ. В составе этой Федерации разнообразные стилевые группы продолжали жить независимо и проводить собственные ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда известность каратэ-до докатилась до Америки, Европы и других континентов, появились миллионы практикующих в большинстве стран мира, там были основаны национальные федерации. В 1968 г. возникает Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. — Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. I Чемпионат мира по каратэ-до собирает спортсменов со всего мира.

В настоящее время в Америке существует не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии — не менее шести, каждая из них включает в себя представителей как одного, так и нескольких школ, большинство из которых «вышли в свет» после Второй мировой войны, причем не исключительно в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.