Гёкко-рю косидзюцу, Гёкусин-рю, Кото-рю, Кукисиндэн-рю, Кумогакурэ-рю, Синдэн Фудо-рю, Такаги Йосин-рю, Тогакурэ-рю

Принято считать, что тайные кланы ниндзя появились в Японии практически в одно время с образованием самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя можно назвать секты горных отшельников ямабуси VIII века, которые исповедовали направление буддизма школы Сингон. Ямабуси использовали тяжёлые и изнурительные занятия для своих последователей, а также бережно хранили собранные в течении нескольких веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси призывали к полному слиянию с природой. Скорее всего, таинственные школы ниндзюцу не были боевыми организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Но так было сначала, а затем произошли существенные изменения.

Ниндзюцу, как и многие другие японские боевые искусства, имеет корни из Китая. На сегодняшний день нет точного перевода термина «ниндзюцу» на иные языки, как, собственно, нет слова для точного описания владеющих этим искусством. Как один из вариантов, «ниндзюцу» переводится так: «скрытое искусство» и такой перевод широко используется в системах будзюцу, но он раскрывает лишь одну из характерных черт ниндзюцу – утаивание или создание и поддержание ауры таинственности. В общих чертах, задачи воинов-ниндзя описывают следующим образом: проникновение на территорию врага, исполнение актов саботажа или убийства и возвращение после успешного финала полученного задания. Однако на самом же деле тайное посещение вражеских замков и укреплений дало рождение отдельной категории будзюцу, известной как тори-но-дзюцу, в то время как переход через фронт в период открытой войны или военной тревоги стали называть тикаири-но-дзюцу.

То, что совершали ниндзя после удачного проникновения, менялись в зависимости от обстоятельств и задач – военных или стратегических и все эти действия можно условно разбить на три большие группы:

  • сбор сведений с помощью шпионажа и все, что с этим связано;
  • убийства, диверсии, ослабление обороны противника;
  • действия непосредственно на поле боя, включая боевые операции практически в любом варианте- от открытого боя до засады (как на беззащитную жертву, так и на правителя, которого охраняет многочисленная стража).

Так что по сути ниндзя были наёмниками, которых использовали в качестве элитных шпионов, наёмных убийц, диверсантов или террористов – по желанию нанимателя, которыми обычно были как крупные, так и мелкие даймё в эпоху феодальной раздробленности и междоусобиц. Если требовалось исполнить какое-нибудь действительно скользкое дело, то располагающий определенным запасом денежных средств самурай или даймё всегда мог нанять ниндзя. Большие кланы ниндзя продавали свои услуги тем, кто был в состоянии их купить.

Впервые использовать ниндзя в качестве шпионов стали при Сётоку-тайси (574-622), принце-регенте, который и стал их нанимателем. Тайные кланы ниндзя вершили свои дела в ночном Киото, где они прочно пустили корни, а школы ниндзя появлялись так быстро, что в течение периода Камакура было как минимум 25 относительно крупных центров по подготовке «ночных воинов». Традиционно такие центры находились в глухих провинциях Ига и Кога. Не один раз адептов ниндзюцу хотели уничтожить многие военные лидеры, желающие полного контроля над страной, под неусыпным взором центрального правительства. В качестве примера можно привести уничтожение более четырех тысяч ниндзя солдатами Ода Нобунаги. Кстати, войско Нобунаги состояло почти из полусотни тысяч воинов.

Когда центральная власть попала в крепкие руки клана Токугава, давшего жёсткий порядок в каждом аспекте жизни, то практически каждый из бывших в то время классов периодически нанимал ниндзя для убийства соперников в другом классе или даже в рамках одной социальной группы.

Естественно, шпионили ниндзя и для официального правительства. Например, ниндзя провинции Кога состояли на службе сёгуна и «вплетались» в сети, растянутой над двором императора и некоторыми могущественными феодалами. Небольшие отряды ниндзя бились с группами самураев в местных конфликтах: для уничтожения бунта или же в сражениях за территорию.

Кланы ниндзя- это сплоченные и закрытые коллективы, которые были в составе более крупных групп в полном соответствии со старинной клановой структурой. У ниндзя были собственные лидеры (дионин), которые занимались планированием, а также заключали контракты на «работу» и союзы. Были младшие командиры (гэнин), и простые воины, которые выполняли любые приказы вышестоящих. Эти группы образовывали мощные гильдии, владеющие собственными территориями и кругом особых обязанностей – и то, и другое охранялось с большим рвением, и человек со стороны совершенно не имел возможности стать членом такой группы и стать ниндзя: для этого нужно было родиться в клановой семье. Искусство ниндзя передавалось от отца к сыну, но и то с оглядкой – все тайны и секретные приёмы, а также оружие каждой семьи скурпулезно охранялись и рассказать о тайне постороннему равнялось быстрой смерти от рук собственной семьи. Если же получалось так, что ниндзя попадался в руки врагов живым, то все-равно смерть была единственным выходом: ниндзя, не исполнивший заданного или убивал себя сам, или погибал от руки другого ниндзя.

Книги и документы (торимаки), рассказывающие о традициях, технических приёмах и искусстве ниндзюцу считались самыми ценными сокровищами семьи и с великими секретами передавались от поколения к поколению. В них были тексты, описывающие боевые техники, которые ниндзя обязан был изучить на высочайшем уровне (в том числе приемы таких традиционных воинских искусств, как стрельба из лука, фехтование на копьях и мечах).Но даже классические искусства ниндзя умело использовали для своих специфических целей. Например, они изобрели складное копьё, которое при неожиданном вытягивании в длину оказывало шокирующее действие на врага. Плюс ниндзя использовали такие приспособления, как мечи и клинки, закрепленные на концах разнообразных складных шестов, к которым крепились цепи, чтобы была возможность быстро возвратить оружие в руку после метания. Также ниндзя великолепно владели техникой школы иайдзюцу – искусством молниеносного обнажения меча или кинжала. Самой значительной школой ниндзюцу в этом направлении была Фудо Рю.

Нельзя не упомянуть и о других видах оружия- сюрикэнах, метательных лезвиях, или «иглах», которые носились на особом ремешке. Этим оружием ниндзя пользовались мастерски: из любой позиции, при любом освещении или без него и на разной дистанции. Способы метания сюрикэнов в итоге вылились в отдельное искусство – сюрикэндзюцу. Эту технику изучали даже самураи, чтобы использовать свои короткие мечи (вакидзаси), кинжалы (танто) и ножи (ко-гатана) в качестве метательного оружия.

Также из специфического оружия ниндзя можно отметить кастеты из бронзы (суко), плевательные трубки, удавки, тонкие шипы, шнуры и цепочки с утяжелителем-гирькой на одном конце и лезвием на другом (кётэцу-согэ), а также скромный с виду посох из бамбука, один из концов которого был залит свинцом, а в другом пряталась всё та же цепь с грузом.

Особняком стоит в подготовке «ночных воинов» искусство практической психологии, а еще превосходное владение набором специнвентаря для проникновения в замки и военные лагеря, которые состояли из верёвочных лестниц, ручных шипов, верёвок с крючьями, а также особая обувь. Иногда ниндзя брали с собой дыхательные трубки и надувные меха, дающие возможность длительное время пребывать под водой и скрытно пересекать крепостные рвы, озёра или болота. Использовали ниндзя и древнекитайские наработки в химии и создании взрывчатых веществ: неуловимость ниндзя, а также их внезапное появление частенько были обязаны световым гранатам и дымовым шашкам. Нельзя не упомянуть отравленные дротики, и трубки, плюющиеся кислотой. А затем, к этому и так впечатляющему арсеналу добавилось и огнестрельное оружие.

Кроме общих приёмов будзюцу каждая из школ ниндзюцу делала упор на собственных методах применения силы: практика смертельных ударов пальцами по жизненно важным точкам человеческого тела (Гокку Рю), ломание костей (Кото Рю) и других.

Естественно, ниндзя был реально опасным врагом, великолепно обученным и всегда готовым эффективно и безжалостно использовать любые ситуации в бою себе на пользу. Умения полностью подготовленного ниндзя выходили за рамки обычных, а его власть над собственным телом была просто необыкновенной: ниндзя умел замедлять биение сердца по собственному желанию, на длительное время задерживать своё дыхание, вытаскивать из суставной сумки суставы, чтобы освобождаться от верёвок и цепей, а также преодалевать бегом весомые расстояния или, наоборот, долгое время сохранять полную неподвижность. Ниндзя были замечательными актёрами, легко изображающими человека любого социального слоя, используя любую легенд. И под конец перечисления умений ниндзя следует упомянуть искусство гипноза (сайминидзюцу).

Ниндзюцу учит, что невозможно пребывать в состоянии полной безопасности. Любое действие нарушает гармонию, уже присутствующую в мире, тем самым вызывает противодействие, дает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается привычный баланс. Суть учения состоит в том, чтобы отлично понимать, в чём нарушается гармония, и уметь уменьшать вызванные последствия.

Фундаментом учения всех школ ниндзюцу стали три связанных между собой блока навыков и умений, которые вместе составляли особую систему защиты от любой возможной опасности.

  • Первый блок навыков можно обозначить как искусство использования пространства и специальных приспособлений для победы над врагом. Сюда входило «чтение» следов и тайное передвижение, маскировка и преодоление преград, организация засад и обман противника. Цель практики заключалась в слиянии с миром посредством 5 основных «стихий» — Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (KI). Воин, добившийся такого слияния, превращался в невидимку и становился практически недосягаемым для врагов, а искусство носило общее название тон-дзюцу — исчезновение подражанием.
  • Второй блок — искусство схватки с вооруженным и безоружным противником. Состоит из двух основных разделов:
    Тай-дзюцу — владение телом
    Бу-дзюцу — владение оружием
  • Третий блок обучает мобилизации внутренних резервов организма на основе «изменённых состояний сознания», достигаемых практикой специального психического тренинга (Нимпо-миккё)

В японской культуре ниндзя частенько противопоставляются самураям. Ведь самураи в основу своей жизни ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними старались достойно биться и особым образом подготовить себя к смерти. Ниндзя исповедовали обратную философию. Главное для ниндзя — исполнить поставленный приказ, а для успешного его выполнения нужно было остаться в живых любым способом. Для ниндзя не могло существовать табуированных действий, не могло быть каких-либо нравственных и религиозно-этических ограничених в методах ведения боя. Для победы любые средства хороши, и ниндзя с успехом использовали их в полном объеме.