Айкикай, Есинкан, Есэйкан, Ивама-рю, Ки-Айкидо, Кобукан, Кокикай, Себукан,

Кокусай Айкидо Кэнсюкай, Нисио Будо, Реальное Айкидо, Рэнсинкай, Томики-рю

В дословном переводе с японского «айкидо» означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и традиционно считается одним из видов «будо» (Путь боевых искусств). Тем не менее, в виде, в котором айкидо существует и практикуется в нынешнее время во всем мире, оно представляет собой целый комплекс физического, духовного и нравственного воспитания цельной личности. Отличие айкидо от иных японских и ставших международными боевых искусств в том, что в нем ярко выражен оборонительный характер, отсутствуют состязания и особая система тренинга, которая подходит для лиц любого возраста, пола и физических кондиций. А также серьезной философской базой, в основе которой лежит принцип общей гармонии, достижимой через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (в наше время — префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, был избран членом местного муниципалитета и являлся одним из уважаемых людей. Его активная деятельность вызывала зависть политических оппонентов, которые частенько пользовались услугами наемных бандитов, жестоко избивавших Ёроки. Наблюдаемое в раннем детстве насилие оставило серьезный след в сознании Морихэя и желание отомстить обидчикам отца стало основополагающим мотивом в его стремления к физическому совершенствованию.

В юношестве Уэсиба был хрупким и болезненным, и тем не менее, энергичность, умение добиваться поставленной цели и хорошие манеры выгодно отличали его от остальных детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определило его общение с буддийскими служителями Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро, которые были его наставниками. По велению отца он пробовал себя в плавании и сумо; в это самое время начинает проявляться его тяга к боевым искусствам.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба

Освоив грамоту в возрасте семи лет и благополучно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба устраивается на работу служащим в налоговом управлении, а потом, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он пробует себя в торговле, и даже открывает в квартале Асакуса свой магазин «Уэсиба Сокай». Его интерес к будо растет, и все свободное время он отдает обучению Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством мастера Токусабуро Тодзава, а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Но вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден вернуться в Танабэ, где через какое-то время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, только отойдя от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, серьезно и постоянно увеличивая нагрузки. Его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетнего юбилея, Морихэй выглядит разительно иначе. Его тело очень мускулистое и, невзирая на свой маленьий рост (всего 152 см.), он гораздо сильнее многих. Однако, просто физическое совершенство не может дать ему удовлетворения и Уэсиба едет в Сакай к знаменитому мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу; полученные им на этих занятиях навыки органично вплелись потом в движения айкидо.

В этот период Уэсиба тратит массу сил для решения местных социально-экономических проблем, и его бурная деятельность в качестве политика приносит ему популярность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал железной волей. Его желание всегда быть впереди других видно во всем, в том числе и в деревенских соревнованиях по изготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь виртуозно и энергично управлялся с массивной кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял за спиной всех конкурентов.

В 1903 году отношения между Россией и Японией сильно осложнились, и Уэсиба идет добровольцем в находящийся в Вакаяма пехотный полк, который совсем скоро был переведен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и храбрость Уэсибы в период боевых действий были оценены командованием, и ему присваивается сержантский чин. Незадолго до демобилизации Уэсибе предлагают поступить в военную академию, но он решительно отказывается от продолжения карьеры военного.

Вернувшись в Танабэ. он полностью уходит в общественную жизнь округа, что, тем не менее, не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо, руководителем которого стал имевший тогда третий дан Киечи Макаги. В этом зале Уэсиба сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает заниматься в Ягю-Рю у Накаи, с которым он сохранил связь на протяжении всего срока армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское руководство начинает осуществлять проект массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает возможность сменить обстановку и попробовать силы в освоении новой территории, и он становится главой группы энтузиастов, которая весной 1911 года приступает к возделыванию земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

Демонстрация техники Уэсибой

В течение первых двух лет труд колонистов не приносил видимых результатов, однако упорное трудолюбие, в конце концов, победили, и земля начала давать неплохой урожай. Уэсиба целиком уходит в дела колонии: по его инициативе появляется торговый центр, школа и больница; он вносит значимый вклад в расширение местного храма и организует компанию по строительству в регионе железнодорожных путей. Его радение о всеобщем благе, самоотверженность и сметка вызывали доверие и благодарность поселенцев, которые уважительно называли его «Король Cиротаки».

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба знакомится с известным мастером Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который дал согласие обучать его искусству и, через некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и полностью заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало специальной платы за обучение, которая составляла от трехсот до пятисот йен за каждый выученный прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (также, как и деньги) обучению и, прозанимавшись лично с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году ожидаемый диплом Дайто-Рю. Этот достаточно недолгий период его жизни самым значительным образом связан с созданием известного во всем мире айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о серьезной болезни отца и, оставив все свое состояние учителю Такэда, уезжает на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ проживает Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий громадным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы исцелить отца, Уэсиба решает нанести визит Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит настоящее потрясение на Уэсибу. Он возвращается на родину, но, приехав в Танабэ, к своей глубокой скорби узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный уходом самого близкого в мире человека, ощущая свое бессилие перед не знающей жалости смертью, Уэсиба уходит в себя и проводит время в горячих молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, он в конце концов, решает стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете с семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, целиком отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в том числе изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою давнишнюю мечту — создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких обличенных доверием адептов секты, сопровождает его в этом опасном путешествии по территории, на которой в то время бились друг с другом китайская и японская армии. Светлая миссия Дэгучи потерпела неудачу и ее участники, перенесшие много лишений и не один раз оказывавшиеся на пороге смерти, спаслись исключительно благодаря вмешательству правительства Японии.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба снова посвящает себя упорным тренировкам, стараясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер — мастер кэндо, беседа с которым внезапно переросла в ссору и закончилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно бросился на Уэсибу, однако, ни один из его ударов не попал в цель. Полностью обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что ощущал каждый удар еще до того, как он был нанесен в реальности. Эта способность предугадывать и видеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда старавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему удивлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он ощутил некий мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до действия в реальности.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба неожиданно испытал ранее неизвестное ему чувство. На него снизошло просветление, и ему открылась сущность будо. Он не мог тронуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебет птиц и почувствовал способность разгадать даже замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы победить противника используя силу, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, радостно принять все сущее и помочь его расцвету. Он осознал, что практика будо в любом случае должна приводить к возвышению нас самих и окружающего нас мира. Это озарение полностью изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало отличает все японские боевые искусства, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Взяв в основу философии нового будо определение Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба закончил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он затем назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, популярность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ часто посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих почитателей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает преподавать искусство айкидо военной элите и представителям знати. Он периодически получает приглашения показать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, уже имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Одновременно, постоянного Додзе он в то время еще не имеет и вынужден арендовать залы в разных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стал визит в школу Уэсибы основателя дзюдо профессора Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: «Вот мой идеал будо»,- и вскоре прислал несколько лучших своих учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо подошло к концу. Оно получило название Кобукан. В то время количество постоянно живших в школе Уэсибы учеников — учидэши — было не более нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали серьезными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи тяжело выдерживали тренировочные нагрузки и место их тренировок вскоре получило известность как «Адское Додзе» в Ушигомэ».

Эти годы можно с полным основанием назвать периодом наибольшего расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется огромным авторитетом в сфере будо, его искусство признается всеми, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

Кобукан

С началом Второй Мировой войны большое количество талантливых учеников Уэсибы уходит в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому ненавистно мысль об использовании будо в военных целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится «Святыня Айки» и занимается будо и земледелием. Тренировки в токийском Центре проводит его сын Кисшомару — нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название «айкидо» начинает использоваться в официальных документах.

Окончание войны и оккупация Японии породили запрет на занятия любыми видами боевых искусств, продлившийся примерно два года. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою работу и получает признание на государственном уровне. Министерство просвещения Японии обозначает айкидо в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа).

Начинается период возрождения и бурного шествия айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс международного интереса к айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году появляется Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Японии) свыше трех миллионов человек.