Самим своим появлением дзюдо обязано традиции боевых единоборств с историей, насчитывающей много веков, сформировавшихся и получивших развитие в разнообразных школах дзю-дзюцу средневековой Японии. Конец XIX века знаменит началом в Японии новой эпохи, отличающейся разительными переменами как в сознании, так и во внешнем облике. Влияние Запада неотвратимо входит в каждодневную жизнь простых японцев. В общественной жизни появилось новое поколение, которое интересовалось тем, что ново и современно. Самурайская традиция медленно отходила в тень. Под угрозой исчезания оказались старинные воинские искусства, хранителями которых были члены древних самурайских кланов.

Относительно быстрое распространение особенностей западного образа жизни в японском обществе сыграло важную роль и в возникновении дзюдо. Автором этой многогранной системы саморазвития и физического воспитания, сплетающей идеи и традиции касты самураев с идеями олимпийского спорта является Дзигоро Кано (1860-1938).

Как принято считать, Дзигоро начал познавать путь единоборств относительно поздно — ему было уже 17 лет. Но этот факт только доказывает то, что боевыми искусствами можно начинать заниматься с любого возраста. К счастью, Дзигоро Кано с самого начала мог похвастать тем, что тренировался у отличных учителей. Первый из них был мастером в практике борьбы, а второй — в преподавании технической базы. В школе Тэнсин-синье-рю Кано заслужил звание сихан (мастер), и это время для него было максимально плодотворным. Просыпаясь вместе с солнцем, он с раннего утра бежал на тренировку, а затем на лекции в университет. Оттуда он вновь приходил в зал, чтобы уже самому вести занятия для групп начинающих.

Невзирая на достаточно тяжелые занятия в университете, ни разу Кано не позволил себе пропустить тренировку. Летом 1882 года он получает диплом, дающий право преподавать литературу, что в то время давало вход к представителям высшей интеллектуальной элиты общества. Кано собирается продолжить обучение уже в школе пэров, что в дальнейшем открывало возможность построить свою карьеру на государственной службе. Однако любовь к дзю-дзюцу, которая переросла в дело всей жизни, круто меняет его судьбу.

В феврале того же года Кано и несколько его учеников основывает собственную школу в храме Эйседзи. Это и был всемирно известный сейчас центр Кодокан, который на тот момент имел лишь четыре помещения. Самое большое, площадь которого была 4 на 6 метров отвели под додзе. В самый первый год существования школы в ней было только девять занимающихся. У молодого учителя не хватало финансов для оборудования даже самого маленького помещения. Нужную ему сумму Кано получил за перевод с английского языка книги «Трактат по этике» по заказу министерства образования Японии.

Дата открытия Кодокана считается и днем возникновения дзюдо — самобытной системы развития и воспитания японской молодежи, основанной Дзигоро Кано на фундаменте древнего дзю-дзюцу. Такой системы физического и нравственного совершенствования, которая выполняла не только боевую функцию, но и образовательную и, что гораздо важнее, воспитательную. Додзе вплотную примыкал к основному залу храма, где на стенах располагались таблички из дерева, призванные хранить память об усопших.

Распорядок дня Кано состоял из буддистской практики и научных работ. Основную часть дня он вместе со своими учениками проводил в храме, где ел, шил и ремонтировал одежду для занятий, вел философские беседы и занятия. В то же время он должен был преподавать в знаменитом лицее Гекушин, который посещали дети привилегированных особ. Занятия начинались с раннего утра. Вторую половину дня Кано посвящал занятиям дзюдо, затем делал записи и планировал дела на следующий день, делал переводы с иностранных языков, ложась спать иногда только поздней ночью.

Многие ученики Кано, приходившие на его тренировки, имели весомый статус в обществе. Некоторые занимающиеся были выходцами из знатных семей. Пораженные монахи и обитатели рядом стоящих домов частенько могли наблюдать министерские экипажи, подъезжающие к дверям храма. Посещения эти были напрямую связаны с личностью самого Дзигоро Кано и созданной им системе дзюдо.

В январе 1883 года Кодокан уходит из храма Эйседзи и обосновывается в весьма скромном помещении. Новый зал был не в силах вместить все татами, поэтому Кано оборудует рядом с оградой маленькую пристройку, которая больше напоминала простой сарай. Он хотя и был достаточно просторным, но от холода и сырости не спасал. Через год сам Кано и его ученики, количество которых серьезно выросло, с радостью узнали о возможности перехода в новый зал. В том же году Кано пишет кодекс поведения для занимающихся в Кодокане. Самыми первыми, кто поставил свою подпись, обмакивая кисточку в собственную кровь, были Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

В тот же знаменательный день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, старшие ученики школы, получили из рук мастера черные пояса, ставшие символом достижения первой мастерской степени.

Дзигоро Кано выделил пять пунктов клятвы:

- встав на путь дзюдо, я не брошу занятия без серьезных на то причин;

- своим поведением я клянусь не опорочить достоинство додзе;

-я никогда не посвящу в секреты школы непосвященных и лишь в крайнем случае буду заниматься борьбой в другом месте;

- клянусь не заниматься преподаванием без дозволения своего учителя;

- в течение всей жизни клянусь уважать правила Кодокана как ученик и наставник, коли стану им.

С самого начала никто не видел и не осознавал разницы между дзю-дзюцу и дзюдо. Не вникая в сущность идей, даваемых Дзигоро Кано, старые мастера относились к нему как к заумному выскочке, хваставшегося своей образованностью и старающимся внести западные чуждые веяния в самобытные традиции старинного боевого искусства.

Ощущая растущее влияние дзюдо, многие представители дзю-дзюцу объявили Кано настоящую войну. Последние годы XIX века были действительно сложными для формирующегося дзюдо, которое начинало борьбу за право стать обязательной частью культуры Страны восходящего солнца.

Стараясь добиться признания, ученики Кано вынуждены были доказывать качество новой системы на практике.

Через некоторое время после вручения первых черных поясов в додзе Кодокана пришли трое крепких, мощных мужчин. С самого начала было видно, что это представители одной из школ дзю-дзюцу. Так и оказалось. Один из пришедших представил себя и пришедших с ним: «Я — Дайхачи Ичикава, со мной Мацугоро Окуда и Морикити Отаке. Мы хотим увидеть процесс тренировки. Присутствует ли здесь господин Кано?» — Сейчас учитель отсутствует, — ответил Томита и, не желая переливать из пустого в порожнее, задал прямой вопрос: «Только ли посмотреть, как идут занятия желают гости? Или они пришли вызвать на поединок, как происходило уже не один раз?»

Как само поведения, так и сарказм пришельцев показали ученикам Кано, что гости имеют не самые хорошие намерения. Видя то, что на его более чем ясные выпады реакция отсутствует, Дайхачи напрямую поинтересовался, не хотят ли хозяева показать свое мастерство в поединке? Следуя кодексу Кодокана, Томита ответил, что без позволения учителя это невозможно. На что Дайхачи с вызовом сказал: «Уклонение от схватки, скорее всего, является главной позицией этой школы». Тогда Сайго спросил у своего товарища: «Может, примем вызов и будем относиться к этой встрече как к дружеской?». Томита, покачав головой, с неудовольствием ответил, что если они потерпят поражение, то это может нанести сильный ущерб их школе, а они будут должны покинуть учителя навсегда. Сиро Сайго, напротив, был уверен, что отказ от вызова унизит достоинство школы, и решил бороться, не желая безнаказанно сносить дальнейшие издевательства.

Когда Сайго был полностью готов к поединку, в додзе вошли Екояма и Ямасита. Почувствовав напряжение присутствующих, они увидели, что происходит, и полностью войдя в ситуацию, тоже посчитали, что без одобрения доктора Кано вызов принимать не следует. Но было уже поздно — Сайго отвесил поклон самому мощному и высокому из прибывших по имени Мацугуро Окуда. Тот вошел в поединок, взяв классический захват и, притянув Сайго к себе, постарался провести бросок, а затем сделать удушение или взять на болевой прием, чтобы полностью доказать свое превосходство. Последователь школы Кано, умело маневрируя, не теряя равновесие, сводил на нет все попытки Окуды атаковать. Сайго был как резиновый. Внезапно проведя контратаку, он выполнил жесткий бросок, который ошеломил соперника. Оказавшись на татами в первый раз, мастер дзю-дзюцу моментально вскочил и начал атаковать с удвоенной силой, чтобы минуту спустя снова ощутить всю жесткость борцовского пола. Теперь он не стал подниматься и признал себя в качестве побежденного.

Новость о победе ученика Дзигоро Кано над мастером дзю-дзюцу моментально разошлась по всему городу, а имя Сиро Сайго стали знать далеко за пределами Токио. Именно он стал прототипом популярного литературного, а потом и киногероя Сугата Сансиро, известного многим по фильму Акиро Куросавы «Гений дзюдо». Сайго был потрясающе талантливым борцом, который смог победить даже своего учителя, что само по себе характеризует Кано как отличного педагога. Ученик, ставший лучше учителя, — это качественный показатель работы тренера, носящая, будем откровенны, некий оттенок горечи.

Наконец добившись долгожданного, но самое главное, официального признания в Японии, Дзигоро Кано приступил к воплощению следующего великого замысла — о дзюдо должен был узнать весь мир.

Оценив масштабность целей, которые ставил и старался достичь Кано, начинаешь понимать, что это был настоящий подвижник мирового уровня, истинный «человек мира». Забегая вперед, можно с уверенностью сказать: всего, что касается признания, известности, массовости и популярности дзюдо, Кано смог достигнуть. Даже если брать в пример уроки бразильского джиу-джитсу, то прямая связь с Кодоканом видна невооруженным взглядом.

В наши дни членами Международной федерации дзюдо, возникшей в 1951 году, признаны около 200 стран. Регулярно проходят чемпионаты стран и первенства мира. Дзюдо вошло в программу Олимпийских игр. Серьезные позиции принадлежат женскому дзюдо, у истоков которого стоял сам Дзигоро Кано. Он лично экзаменовал технику борьбы у своей будущей жены Сумако. Свадьба была сыграна в 1891 году. Служанки в их доме, кроме дел по хозяйству, в то же время занимались и с девушками, стремящимися войти в семью дзюдо. Начатый мудрым Кано эксперимент по привлечению женщин к мужскому занятию, блестяще удался. Первые состязания прошли в Кодокане. Появился свой «гений дзюдо» и среди женщин. Лучшей, начиная с 1925 года, на протяжении трех лет была Хори Утако. Норитоми Масако, пришедшая в Кодокан в мае 1925 года, стала затем автором известной, неоднократно переизданной книги «Дзюдо для женщин». Не остались в стороне и дочери мастера: старшая — Ватэнуко Норико, позже ставшая главой сектора дзюдо в Кодокане, и Такадзаки Ацуко, также занимавшаяся всю жизнь делом своего отца. Одна из учениц Кано по имени Миягава Хисако открыла собственную школу Сакурагако. Все девушки были обладательницами высоких данов. Официальное открытие женского отделения в Кодокане произошло в 1925 году. Кано постоянно призывал женщин к занятиям дзюдо и частенько повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной». Тем не менее длительное время в самой Японии, во многом остававшейся традиционной, официальные чемпионаты страны по женскому дзюдо не проводились.

Начало завоевывания дзюдо Запада было положено Дзигоро Кано 13 сентября 1889 года, когда он посетил Европу, чтобы познакомиться с существующей там системой физического развития и в то же время поделиться своими мыслями касаемо дзюдо. В Японии к этому времени его борьба прочно вошла в быт рядовых японцев, став обязательным предметом в программе школьного обучения. Активно развивались школы для армейских чинов, открывались филиалы Кодокана. Дзю-дзюцу уступило место новой системе единоборства. Однако противостояние не закончилось.

За 1890 год Дзигоро Кано побывал с визитами в Лионе, Париже, Брюсселе, Вене, Берлине, Копенгагене, Стокгольме, Амстердаме, Гааге, Роттердаме и Лондоне.

Европейское путешествие мастера дало свои результаты. Начался обмен преподавателями и спортсменами, стали возникать филиалы Кодокана за рубежом и школы дзюдо в странах Европы, а несколько позднее и в США.

Уже после окончания второй мировой войны дзюдо знали и активно занимались в 120 странах.

Максимально быстро дзюдо получило развитие во Франции, где Кано впервые после Японии провел демонстрацию своей технику. Определенные последствия этого видны и в наше время. По количеству и классу дзюдоистов Франция занимает ведущие позиции в Европе. Сборная команда Франции — одна из самых сильных в мире.

Возвращаясь на родину на судне «Хикава Мару», мастер заболел тяжелейшим воспалением легких. И 4 мая 1938 года Дзигоро Кано не стало.

После смерти отца дело развития дзюдо среди женщин продолжил Рисеи Кано. Став директором Кодокана в 1946 году (до этого его главой был Нанго Дзиро), он внес весомый вклад в укрепление позиций дзюдо на международной сцене.

Расширение ареала дзюдо естественным образом привело к проведению мирового чемпионата, который состоялся в 1956 году на родине этой известнй борьбы. Второй чемпионат мира состоялся через два года также в Японии. Соревнования шли без разделения участников по весу. Победителями стали хозяева Сёдзи Нацуи и Кодзи Сонэ. После трехгодичного перерыва, в Париже, в 1961 году состоялся 3 чемпионат мира, который финал которого стал настоящей сенсацией: золотая медаль досталась Антону Хеесинку, победившему в финале мастера Сонэ. Эта первая неудача родоначальников дзюдо вынудила японцев ввести разделение по весу. На чемпионате мира 1965 года было четыре весовые категории, на последующих — ухе пять: до 63 кг, до 70 кг, до 80 кг, до 93 кг и свыше 93 кг. Затем количество весовых категорий было увеличено до семи и у мужчин, и у женщин: соответственно до 60, до 65, до 71, до 78, до 86, до 95, свыше 95 кг и до 48, до 52, до 56, до 61, до 66, до 72 и свыше 72 кг.

Сейчас состязания проходят в весовых категориях: у мужчин до 60 кг, до 66 кг, до 73 кг, до 81 кг, до 90 кг, до 100 кг и свыше 100 кг; до 48 кг, до 52 кг, до 57 кг, до 63 кг, до 70 кг, до 78 кг, свыше 78 кг — у женщин. Помимо этого, проводятся турниры в абсолютной категории, где участвуют спортсмены любого веса.

В Олимпийской программе дзюдо возникло в 1964 году, когда Японии было разрешено провести XVIII Летние игры. Признанного олимпийского статуса дзюдо достигло в 1972 году в Мюнхене. В общем сознании существует некоторая ошибка о том, что вожделенный черный пояс является самым почетным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание) демонстрирует пояс красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано в старости вновь надел белый пояс, показав тем самым глубину и безграничность возможностей созданного им же боевого искусства. И в наше время в Европе используется следующие цвета, призванные показать уровень мастерства дзюдоиста. Вначале идут шесть ученических степеней: 6 кю — белый пояс, 5 кю — желтый, 4 кю — оранжевый, 3 кю — зеленый, 2 кю — голубой, 1 кю — коричневый. Потом идут 10 мастерских степеней — данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан — пояса красно-белые, 9-10 дан — пояса красного цвета.

К великому сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его искусство стала поистине массовым видом спорта, популярного во всем мире среди всех категорий людей: детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Миллионы людей разных возрастов занимаются дзюдо. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо дает возможность каждому получить здесь то, что необходимо только ему. О дзюдо написано много, но последнюю точку ставить нельзя — тема эта бесконечна. Более чем вековая история дзюдо притягивает все новых и новых поклонников.