http://air-ceilings.ru/back/[TRANSLITN]-120.html Есин-ко-рю, follow Есин-рю, http://cernturlari.com/imagination/[TRANSLITN]-221.html Кираку-рю, мет что такое Кито-рю, click here Нагао-рю,
source site Сэкигути-рю, Такэноути-рю, Тэндзин синъе-рю, Ягю синган-рю

Период постепенного отказа от доспехов открыл массу возможностей для развития систем ближнего боя, дао возможность созданию большого числа приемов, используемых исключительно в схватке с противником, не закрытом доспехами. И во второй половине XVI – начале XVII вв. был сделан важнейший шаг вперед в традиции боя без оружия и с использованием малых видов оружия и подручных средств. Началось формирование новой школы боевого искусства ближнего боя, которое сейчас принято называть «дзю-дзюцу» или в западном произношении- «джиу-джитсу».
В буквальном переводе «Дзю-дзюцу» означает «искусство мягкости». В том названии кроется глубокий смысл. Концепция дзю-дзюцу – одержать верх над противником не силой, а мягкостью и пластичной податливостью. Мастер никогда не теряет в борьбе собственных сил, а наоборот пытается измотать врага, дабы победить. Он вынуждает соперника совершать резкие движения и ловко уходит от них. Не используя жестких блоков, он проворно отходит и агрессор, не ощутив препятствия, повинуясь собственной инерции, теряет равновесие и падает. Направить силу соперника мимо себя или изменить ее вектор и, когда она сойдет на нет, добавить свою энергию, чтобы опрокинуть противника, – в этом главная суть дзю-дзюцу.

Сама мысль превосходства мягкости над силой была не нова. Мы видим эту концепцию еще за несколько столетий до нашей эры в известном памятнике даосской мысли «Даодэцзин». Она имела значительную популярность среди мастеров ушу из Китая, но именно японские мастера рукопашного боя уделили ей столь огромное внимание, что слово «мягкость» вошло в само название школы.

По мнению большинства исследователей, старейшей школой-прообразом современного дзю-дзюцу является Такэноути-рю.

Дзю-дзюцу в начале эпохи Эдо

Мощные броски и разнообразные болевые приемы, которые принято считать своеобразной визитной карточкой японского дзю-дзюцу, начали появляться примерно через 100 лет после возникновения Такэноути-рю. Во всяком случае, самый старый текст, в котором мы можем видеть их в большом количестве, — это проиллюстрированное наставление 1632 г. школы Сэкигути-рю. В этом же ответвлении для обозначения техники именно боя на ближней дистанции впервые возникает слово «явара» (в ином прочтении «дзю» из «дзю-дзюцу») — «мягкость», что говорит об усвоении ее мастерами принципа мягкости и податливости, что составляет фундамент теории дзю-дзюцу. Недостатки Сэкигути-рю – недостаточная разработанность техники удушений и ударов — были восполнены в знаменитой школе Ёсин-рю, самыми сильными сторонами которой как раз и являются удушающие приемы, удары в уязвимые точки, приемы усыпления и реанимации нажимами в уязвимые точки.

Обладать знаниями в этой специфической области боевого искусства мечтали многие бойцы. Дошедшие до наших дней наставления различных школ дзюдзюцу сохранили следы их экспериментов и изысканий. Неудивительно, что многие хотели проникнуть в сокровенные секреты Ёсин-рю и вступали в нее, но мастера свято хранили свои тайны. В тексте родственной Ёсин-рю школы Хаяси-рю сообщается, что ни один из целой тысячи ее учеников не был удостоен посвящения в секреты «истинной традиции убийства и оживления». В результате применения такого экстремального режима секретности позднейшие тексты по дзюдзюцу, созданные в мирное время, когда не было никакой возможности опробовать приемы на практике, пестрят многочисленными ошибками.

Предполагают даже, что некоторые наставники специально обманывали своих недостойных учеников, подсовывая им липовые сведения. И все же лучшие из лучших удостаивались благосклонности учителей, и секретное учение Ёсин-рю продолжало жить. Сначала оно было перенято мастерами дочерней школы Син-но синдо-рю, от них попало в руки Исо Матаэмон, основателя школы Тэндзин синъё-рю, а из Тэндзин синъё-рю пришло в дзюдо Кодокан. Наконец, разработки специалистов Кодокана послужили основой для соответствующих разделов многих современных направлений японских боевых искусств.

Из школ, вышедших из Ёсин-рю, наиболее известна школа Син синдо-рю. В конце эпохи Эдо Исо Матаэмон, соединив Ёсин-рю и Син синдо-рю, разработал известнейшую школу Тэндзин синъё-рю. Из других школ этой ветви следует назвать Исэй дзитоку тэнсин-рю, Симмё саккацу-рю, Курама ёсин-рю, Синто ёсин-рю, Сайхо-ин Буан-рю и др.
Приблизительно в одно время с Сэкигути-рю и Ёсин-рю возникла и Кито-рю — влиятельная школа, которая вобрала в себя и усовершенствовала приемы борьбы в доспехах, которые широко применялись на полях сражений японскими воинами в XI-XVI вв.

Дзю-дзюцу в середине эпохи Эдо

В середине эпохи Эдо на фундаменте самых первых школ – Такэноути-рю и Сэкигути-рю, Ёсин-рю и Кито-рю – появилось большое количество дочерних школ. Обычно в них только возникали варианты разнообразных приемов главных школ, собственных разработок было совсем мало. Некоторые наставники старались облегчить процесс тренировок и упрощали технику, другие — умножить ее прикладную направленность, копируя приемы из когусоку и торидэ – именно так теперь назывались полицейские техники ближнего боя с использованием разнообразных малых и специальных видов оружия для обезвреживания нарушителя. Ряд направлений дзю-дзюцу вышли из школ фехтования, в которых наличествовали приемы обезоруживания врага, владеющего мечом.
Давая оценку дзю-дзюцу этого периода, исследователи говорят, что к этому времени искусство уже миновало пик своего развития и развивалось скорее количественно, а не качественно. И тем не менее и в это время появлялись мастера и школы, которые вносили достаточно нового и ценного. Например, Нагао-рю или Ёсин-ко-рю.
А одной из наиболее оригинальных школ дзю-дзюцу является Ягю синган-рю, которая выделяется своей особенной и специфической техникой ударов в уязвимые точки.

Дзю-дзюцу в конце эпохи Эдо

От конца эпохи Эдо до нашего времени дошло большое количество текстов, рассказывающих о боевых искусствах. Особенно большое число их возникло в первой половине XIX в. Исследователи ассоциируют это с политикой сёгунского правительства, которое на границе XVIII и XIX вв. активно поощряло занятия единоборствами. Однако, такая политика помогала не столько углублению учений мастеров или исследованию различных областей боевых искусств, сколько увеличению количества учеников, заоминающихся нововведений было не сильно много. Популярности дзю-дзюцу в большой степени способствовало и массовое развитие рандори и соревнований.

Одной из наиболее известных и вызывающих интерес школ, появившихся в этот период, стала школа Тэндзин синъё-рю.
Несколько позже Тэндзин синъё-рю возникла еще одна влиятельная школа — Кираку-рю.

Дзю-дзюцу после периода Мэйдзи

Во второй половине ХIХ — начале ХХ вв., во время буржуазных преобразований и западнизации Японии, школы дзю-дзюцу, как и боевые искусства в целом, оказались в сложном положении. Японские лидеры, смотрящие на западную жизнь, напрямую ассоциировали силу империалистических государств с внешним обликом европейского стиля жизни и иногда доходили до прямого копирования Западу и отрицания ценности национального культурного наследия.

Известны случаи уничтожения памятников истории, древних храмов, не имеющих цены произведений ис­кусства. Что же касается бугэй, то их особенно западнически настроенные деятели припечатали выражением- «наследие дикости и варварства».

Старые мастера, перед глазами которых проходило полное техническое переоснащение армии, появление первой техники ( не катер cobra 2050ob конечно, но все же) и запрещение ношения холодного оружия, заключали, что их знания больше не имеют ценности, оставляли занятия сами и не брали учеников. Многие просто погибали в нищете, лишившись средств к существованию. Жаждущих встать на путь воинских искусств были единицы, и остальные смотрели на них, как на лишившихся ума.

В таком положении некоторые мастера дзю-дзюцу решили модернизировать свое искусство, адаптировать его к новым веяниям – так возникло дзюдо, а еще через полвека – айкидо, другая часть старалась соответствовать старинным традициям. Последним пришлось особенно сложно: кто-то умер нищим, так и не найдя себе ученика, кто-то полностью оставил занятия, кто-то эмигрировал на Запад, чтобы показывать дзю-дзюцу в мюзик-холлах и цирках.

Многие школы дзюдзюцу при этом исчезли полностью, и сегодня нам известно о них только из их старинных наставлений, которые едва возможно прочитать, но наиболее сильные сохранились. Это Такэноути-рю, Тэндзин синъё-рю, Синто ёсин-рю, Кираку-рю, Ягю синган-рю, Сёсё-рю и несколько десятков других – настоящие живые музеи самурайской древности.

В наше время в Японии тратятся огромные усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые сейчас воспринимаются как неотъемлемая часть достояния нации.