Одной из самых известных и вызывающих интерес школ, возникших в период конца Эпохи Эдо, стала школа Тэндзин синъё-рю. Ее создателем был Исо Матаэмон Масатари (1804-1863), который с самого детства посвятил себя боевым искусствами. В 15 лет в Эдо он стал учеником Хитоцуянаги Орибэ Ёсимити, великому мастеру школы Ёсин-рю. Под его руководством Исо овладевал дзю-дзюцу примерно 6 лет, вплоть до смерти Хитоцуянаги, а затем стал учеником мастера школы Син-но синдо-рю по имени Хомма Дзёэмон Масато. Прозанимавшись у него те же 6 лет и полностью освоив технику Син-но синдо-рю, Исо Матаэмон, дабы улучшить свое мастерство уходит в странствия, во время которых он вызывает на поединки представителей различных школ дзю-дзюцу.

Два или три года он обитает в местечке Кусацу, что в провинции Оми, где обучает дзю-дзюцу местных самураев. В это время с ним случилось одно знаменитое происшествие: встав на защиту одного человека, мастер Исо был должен вступить в противоборство с целой сворой бандитов, которая насчитывала практически сотню человек. В этой эпической битве Масатари уничтожил голыми руками примерно сорок врагов, причем в процессе сражения достиг озарения, когда он понял необыкновенную эффективность ударов в уязвимые точки человека. Именно эти приемы дали ему возможность выжить и позднее стали настоящей визитной карточкой Тэндзин синъё-рю. Еще есть сведения, что в процессе своих скитаний Исо затворился для молений в храме Китано Тэммангу в Киото, где и «собрал по кирпичикам» собственную школу дзю-дзюцу на основе Ёсин-рю и Син-но синдо-рю. Возвратившись в Эдо в 1834 г., Масатари открыл собственное додзе и стал преподавать для всех желающих.

Процесс обучение в Тэндзин синъё-рю, как и в иных школах дзю-дзюцу, разделен на несколько частей. Сначала ученики разучивают 12 приемов освобождения от захватов. На второй ступени осваиваются 10 приемов в положении сидя на коленях и 10 приемов в стойке. Затем приходит очередь 28-и приемам школы Син-но синдо-рю. Потом разучиваются еще 20 приемов, которые разработал сам Исо Матаэмоном. Завершает обучение «Высшая ступень предельного сознания», на которой представлены еще 20 приемов. Эти 100 приемов образуют канон Тэндзин синъё-рю. Кроме них, специально для соревнований, обучаемые тренировали около 30 бросков и 21 контрприем.

Тэндзин синъё-рю стала не просто копированием приемов нескольких направлений дзю-дзюцу. Ее создатель развил и довел до истинного совершенства учение о главном средоточии жизненной энергии ки. В Тэндзин синъё-рю приемы были выстроены так, чтобы их практика сама по себе служила способом тренировки тандэн.

Необычным нововведением Исо Матаэмона стало ката «Разбарсывание в разные стороны», которое является стержнем всего обучения. В этом комплексе связки приемов демонстрируются плавно, в едином движении, на одном долгом дыхании без фиксации каких-либо положений отдельных приемов. Такая демонстрация техники призвана способствовать плавному и мощному потоку жизненной энергии и привить воину навык избегать ее остановки, которая считается серьезнейшей ошибкой, так как в этом случае воин перестает моментально реагировать на действия соперника. В таком контексте Тэндзин синъё-рю весьма близка современному айкидо, и не исключительно в теории, но и на практике. Например, в техническом арсенале этой школы дзю-дзюцу наличествуют собственные варианты практически всех ключевых приемов айкидо.