Тогакурэ рю– «Стиль Спрятанной двери», один из трёх главных стилей ниндзюцу, входящий в систему обучения по программе современных школ нинпо, наряду с Кумогакурэ рю и Гёкусин рю. Наименование стиля напрямую связано с японскими преданиями. В частности с легендой о том, как богиня Солнца Амэтарасу-но ками ушла в пещеру и исключительно благодаря усилиям других богов явилась в мире вновь. Тогакуси (или Тогакурэ)– эта именно та дверь, которая закрывала вход в пещеру, которая, как уверены японцы, как раз и располагалась рядом с местом, где находилась деревня, и соответственно храм Тогакуси-дзиндзя. В этом храме ежегодно проходит праздник, в котором символически «отворяют дверь» и люди, находящиеся в храме, видят… зеркало, то есть самих себя!
По мнению сокэ Хацуми, Тогакурэ рю – главнейший стиль для практики ниндзюцу, особенно для западных учеников, которым очень мало известно о двух других школах.
Тогакурэ рю– один из старейших стилей ниндзюцу, до сих пор практикующих в Японии. Источниками этой школы традиционно считают знания известного нам по истории Гёкко рю генерала Икай и тайные методы сюгэндо, которые развивались усилиями его учеников. Прямым источником «Стиля спрятанной двери» принято считать стиль Хакуун рю ниндзюцу, основанный Хакуун Доси.
Тогакурэ рю – это ниндзюцу. В принципе, этим уже и так всё сказано. Все методы, как безоружные, так и с оружием, используемые в этой школе, носят глубокий след специфических целей и действий воинов-теней: нанести удар и исчезнуть, вместо того, чтобы биться не смотря ни на что; уйти от захвата и бежать; ощутив приближение врага в темноте, ударить первому или скрыться раньше, чем будет обнаружен и тому подобное.

Тогакурэ рю – это ниндзюцу. В принципе, этим уже и так всё сказано.

Техника нинпо тайдзюцу Тогакурэ рю (методы рукопашного боя в стиле ниндзя Тогакурэ) тем не менее подразумевает использование Санпо хидэн («трёх тайных передач») или трёх секретных видов оружия: сюко, сэнбан-сюрикэн и синодакэ (дыхательной трубки, которую также можно использовать как танбо или фукия).

Курай дори (камаэ) Тогакурэ рю уже предполагает как безоружный вариант, так и вариант использования сюко (сюко тайдзюцу). Помимо этого, они выполняются так, чтобы выводить исполнителя в правильное положение для броска мэцубуси, сюрикэна или возможности исполнения моментального укэми. Отличительным примером такой камаэ является хаппо-но камаэ – позиция «на восемь сторон света».
Укэми гата (формы падений), не только делают падения ниндзя без последствий, но и дают шанс уйти от удара, например, мечом – тем более, если на его руках надеты сюко. Да и сами падения весьма необычны, так как позволяют быстро вскочить на ноги, или исполнить кувырок в неожиданную для противника сторону.
Параллельно с этим осваивается синоби гаэси и аруки гата. Это техники незаметных передвижений, маскировки и возможности ухода в случае обнаружения. Все эти методики используют бросок сюрикэн или мэцубуси (или другое поражение врага) и скрытие от преследования. Стоит сказать, что главную роль в маскировке стиля Тогакурэ-ниндзя отводится технике мокутон – то есть использование деревьев, травы, кустарника и иного ландшафта для маскировки и бегства. Не даром ниндзя Тогакурэ получили известность под именем «куса» — «трава». Сюда же относится и сётэн-но дзюцу – техника забегания на вертикальные поверхности.

В каждом методе используется ослепляющая смесь (мэцубуси) и-или сюрикэн.

Рукопашный бой рассматривается в форме Тогакурэ ниндзя дзюни гата или Санто Тонко но ката. Большинство из наработок в этом комплексе рассматривают уже произошедшее нападение противника: захват, атаку мечом и тому подобное, без любых подготовительных действий или ритуальных поклонов. В каждом методе используется ослепляющая смесь (мэцубуси) и-или сюрикэн. Практикуется работа как против одного, так и двух-трёх и более соперников. Конечно все техники могут выполняться как без оружия, так и сюко на руках. Во всех ката действия идут по похожему сценарию: атака или угроза противника (как спереди, так и сзади, а также «кольцом», если нападающих много) – контратака ударом или броском – ослепление атакующего или поверженного врага – исчезновение в момент замешательства. И хотя именно контратакующие действия выглядят как относительно простые действия в стиле коппо или хакуда (жёсткого дзюдзюцу), в сочетании с использованием ослепляющей смеси мэцубуси и техники ускользания, в Тогакурэ рю они смотрятся действительно иначе.

Кроме нинпо тайдзюцу, изучается Тогакурэ ниндзя бикэндзюцу – «техника тайного меча в стиле ниндзя Тогакурэ». Она включает в себя способы использования не только именно меча ниндзя (ниндзя-то), но и мечей еще нескольких видов: сикоро-гатана (меча-пилы), одати (очень длинного меча) и некоторых других, но ставка сделана именно на использовании ниндзя-то – короткого (с длиной лезвия до 45 см), практически прямого клинка в ножнах длиннее, чем необходимо.
Сначала осваиваются формы курай дори, обучающие способам ношения меча (тай то) и камаэ. Камаэ включают в себя также технику тотоку хиёси – искусство отражения летящих сюрикэнов или стрел из специального положения – тотоку-хиёси-но камаэ.

Полноценно используются преимущества короткого и легкого меча

Затем приходит черед методов ниндзя иайдзюцу (батто), использующие длину клинка ниндзя как преимущество – например, прыжком сократив дистанцию и атакуя запястье противника с близкой дистанции (техника иай маай) или выхватывая меч из-за спины справа, скрываясь за предметом или напарником (техника кагэ-но итто). Также есть возможность использования мэцубуси как броском руки (перед извлечением меча), так и махом ножен (техника итто рёдан). Существуют также способы использования меча в качестве особых «вил» для снопа горящей соломы, который изначально может служить отвлекающим щитом, а затем весьма неприятным метательным средством, который будучи запущенным в противника, может воспламенить его волосы или одежду, а также опалить глаза и лицо.

Ниндзя бикэн гата (формы тайного меча ниндзя) включает в себя девять техник использования меча ниндзя. Полноценно используются преимущества короткого и легкого меча – возможность хвата одной рукой, скорость уколов, а также дополнительные возможности в виде мэцубуси, сюко (на левой руке), ударов ногами, рукоятью и гардой меча, ножнами… Некоторые формы можно использовать вдвоём против одного противника.
Еще одной особенностью техники Тогакурэ рю является работа над развитием паранормальных способностей по предчувствию и предвидению атак противника (саккидзюцу), находящегося или подкрадывающегося сзади. И хотя более ранние техники тоже развивают шестое чувство, есть и специфические упражнения, необходимые именно для развитие сакки. Они идут в комплексе хидэн гата. Также в системе Тогакурэ рю практикуется использование кёкэцу сёгё, фукия (синодакэ), дзюмондзи-каги яри и иное, однако эта техника не описана в дэнсё — она передаётся только устно от учителя к ученику (традиция кудэн).
Для последователей современного ниндзюцу этот стиль несёт еще один очень важный принцип – «сэкай-кагами»- «Мир как зеркало». Как человек относится к миру, так и мир относится к нему. Это похоже на эхо (ямабико): что человек крикнет в горах, то он и услышит в ответ, только многократно усиленным…