Нагината-дзюцу — боевое искусство владения японской алебардой- нагината.

Нагината представляет собой клинок, чем-то похожий на изогнутый меч, который крепится к длинной рукояти (например, в школе Катори Синто-рю используют нагинаты длиной примерно два с половиной метра).

Исследователи истории боевых искусств считают, что идею алебарды японцы взяли из Китая, где в ходу было похожее оружие под названием «дадао». Своей кульминации искусство боя алебардой достигло в период боевых действий между кланами Минамото и Тайра, которые происходили во второй половине XII в. Спад нагината-дзюцу начался в середине XVI века, когда на смену алебарде пришло более длинное копье.

Однако стоит заметить, что боевые характеристики алебарды на порядок выше, чем у копья, так как в технике нагината-дзюцу органично слились приемы боя копьем и мечом. Ей можно не только колоть и резать, но и наносить рубящие удары навзлет и наотмашь, атаковать на всех уровнях, блокировать и отклонять клинком выпады противника. В бою воин, вооруженный нагината напоминает смерч. Опасность для него представляет только огнестрельное оружие, либо плотный строй копейщиков, вооруженных копьями длиной 4—5 метров. Именно поэтому в XVI веке, когда на смену одиночному воину пришла тактика использования целых отрядов, вихревая манера боя бойца с алебардой разбилась о каменную стену строя копейщиков.

Нагината-дзюцу

Но небольшое число любителей продолжали практиковать бой с нагинатой и тогда. Даже разведчики-ниндзя отдавали дань боевым свойствам алебарды, хотя, на первый взгляд, она достаточно велика, чтобы носить ее с собой во время диверсионных операций, во время которых приходилось взбираться на деревья, маскироваться в кустах и так далее. Однако известный мастер ниндзюцу по имени Хоригути Гэнъисай Садамицу придумал нагинату с укороченным древком. Она получила название «ко-нагината», что переводится как «малая алебарда».

В мирный период Эдо нагината стала считаться оружием женщин. Работой с алебардой обучались практически все женщины из самурайских родов. Но это совсем не означает, что мужчины оставили алебарду полностью.

Искусство нагината-дзюцу было вошло в обязательную подготовку во многих школах боевых искусств: Ёсин-рю, Катори Син-то-рю, Касима Синто-рю, Ко-рю, Нэн-рю, Тэндо-рю, Судзука-рю, Дзики синкагэ-рю и многих других.

В конце эпохи Эдо нагината-дзюцу постепенно начало становиться видом спорта. Значительное распространение получили турниры с использованием защитных доспехов (железная маска и бамбуковая кираса) на учебных алебардах с полосой из бамбука вместо боевого клинка. Противник был вооружен такой-же алебардой либо бамбуковым мечом синай. Позже на этом фундаменте выросло современное спортивное направление нагината-до («Путь нагината»)

Нагината-до как вид спорта

После буржуазной революции Мэйдзи (1868) нагината-дзюцу совершенно утратило какое-либо воинское значение и пришло в упадок. К счастью, с конца 70-х гг. XIX в. при поддержке Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) медленно началось его возрождение. Благодаря упорству энтузиастов до нынешнего времени сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и Тодаха Буко-рю, а также некоторые школы комплексного боевого воспитания, включающие в свою программу обучения нагината-дзюцу (например, Катори синто-рю).

Спортсмены из Японии с 1955 года объединены во Всеяпонскую федерацию нагината (AJNF), а самый первый общеяпонский чемпионат по нагината прошёл в апреле 1956 года. Наибольшее распространение получили спортивные секции нагината при высших учебных заведениях.

Кроме непосредственно Японии, нагината как вид спорта получила признание в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке.

Большинство иностранных организаций состоят в Международной федерации нагината (International Naginata Federation, INF), родившуюся в декабре 1990 года.